Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие речи на уроках у младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС» | Рослова Юлия Евгеньевна. Работа №330890

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена память, страдает запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

ОГКОУ Школа №19

 

 

 

 

 

Доклад

 

на тему: «Развитие речи на уроках у младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов: Рослова Ю.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи на уроках у младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС.

 

«Если вы входите в класс,

от которого трудно добиться слова,

начните показывать картинки,

и класс заговорит,

а главное заговорит свободно».

К.Д.Ушинский.

 

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена память, страдает запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

В сложной структуре нарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, логопедии. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного  школьника в целом и детей с ОВЗ  и интеллектуальными нарушениями в частности.

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста, обучение младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок. Особенности  содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

    Таким образом, загадка - это не просто развлечение и игра, но  и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития. Уметь доказывать - это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

     Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования, речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы, то для речи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов:  во-первых, во- вторых… В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями, с помощью которых выражаются логические связи загадки: потому что.., так как.., так что.., поэтому. Рассуждение  заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким  образом.

     Обычно школьники с нарушениями речи этими конструкциями не пользуются, но тем не менее необходимо создавать условия для тренировки.

     Поэтому, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. У детей формируется интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов.

Загадки  повторяются  по несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки. При анализе загадки подбираются вопросы, помогающие обратить внимание школьников на признаки и связи между ними.

Целесообразнее  давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, даются  разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:

     Прилетели галки в поле и уселись на снегу…

     Стану я учиться в школе - разобраться  в них смогу!

(Буквы, бумага).

               Тридцать три сестрички, ростом невелички.

               Если знаешь их секрет, то   на все найдешь ответ.  (Буквы).

     Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

     Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения  предложений.

     В зависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различными речевыми средствами, отбирает нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Но  не надо забывать, что загадки и стихи, предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, богатыми выразительными средствами языка, простыми по композиции.

Очень часто используемым приемом для развития речи является  составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует  развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказ получится длиннее и интереснее, победил.

 

Использование на уроках разнообразных и интересных методов и приемов  предполагает повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Одним из таких приемов является восстановление деформированного текста. Например:

 Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года, описанию животного, описанию фрукта.

На каждом уроке, прежде чем приступить к чтению, ученики должны выполнить упражнения для разминки:

Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, АО, оие, эа, ауо,  уоиэ ( можно напевать в различных темпах)

Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.

«Наращивание» согласных:  рба, рбо, рбу, рбы… срба, србо, србу, србы…

Дыхательные упражнения: «33 Егорки»

Скороговорки.

     Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, им даются определенные ориентиры, составляются  памятки, правила, которые оформляются  их в виде плаката или газеты. Например: памятка «Учись читать правильно»

 

 

На уроках чтения я часто использую выразительное чтение по ролям с использованием соответственной интонации, присущей героям рассказа.

Учим стихи к различным праздникам, тренируем память, учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка ( одному 1 столбик, другому 2 столбика и т. д.)

Каждый ребенок в классе защищает свой проект, он готовит речь, отвечает на вопросы, которые ему задают одноклассники.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи  во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

 У обучающихся с ОВЗ в развитии нарушается формирование всех сторон речи: её фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Игры на уроках  письма и развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

Каждую неделю мы узнаем значение какого то нового слова и затем в течении недели возвращаемся к нему, тренируя память и расширяя словарный запас.

 Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма и развития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».

   Настольные игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото».

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды, головоломки. Часто использую игру « Я положил в мешок…»

    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по  речевому развитию младших школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные способы (и именно в игровой форме). Это дает положительный результат. Практические результаты следующие:

1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысится интерес, мотивация к урокам развития речи.

2. Научатся рассуждать, используя информацию.

3. Улучшится воображение, мышление.

4. Повысится качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.

5. Научатся действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×