"Развитие речи неговорящего ребенка в быту" | Плаксина Галина Андреевна. Работа №346025
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше, а речевые нарушения все тяжелее.Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет. Родители ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Чтобы добиться положительного результата, необходимо работать в тесном контакте с родителями. Наши рекомендации для родителей, пригодятся и воспитателям, работающим с данной категорией детей.
МБОУ «СОШ №59 Структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
«Развитие речи неговорящего ребенка в быту»
Воспитатель: Плаксина Галина Андреевна
Курган.2024
Опыт работы «Развитие речи неговорящего ребенка в быту»
Работая много лет с детьми с нарушением речи, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше, а речевые нарушения все тяжелее.
Специалисты Московского института коррекционной педагогики «Дефектология Проф» отмечают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет (по данным на 2021 год).
По данным Министерства просвещения РФ за 2021год, 87% детей раннего дошкольного возраста имеют ЗРР.
К сожалению, родители ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Родителям нужно объяснять, что речь-важный показатель интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем, ни одной наукой, никаким знанием.
Чтобы ребенок заговорил, нет ни волшебной таблетки, ни волшебной процедуры. Иногда нужен не год и не два, чтобы появилась положительная динамика. Необходимо донести до родителей, что нам необходима их помощь, чтобы работа с ребенком была продуктивной.
Когда неговорящий или практически неговорящий ребенок попадает в детский сад, в специализированную группу и находится там 5 дней в неделю по 10-12 часов, то функции мамы и папы выполняем мы, педагоги. Поэтому все рекомендации для родителей пригодятся и воспитателям.
Вот что мы рекомендуем родителям:
Реже использовать
гаджеты
, телевизор.
Телевизор не должен быть все время включен, иначе ребенок будет воспринимать речь как фоновый шум.
В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном гаджета. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не шумит.
В настоящее время последствия влияния гаджетов становятся всё более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи.
2. Категорически нельзя требовать: «Скажи, как я. Повтори.». Эти бесконечные «скажи» и «повтори» отсрочивают момент, когда малыш заговорит. Можно сказать: «Давай попробуем вместе». «Угадай». Мы стимулируем ребенка к тому, чтобы он заговорил, но не заставляем говорить.
3. Как же правильно говорить с малышом?
Говорите медленно, четко, выразительно, правильно произносите все слова.
Ваши мимика и жесты должны быть выразительными, но не избыточными
.
Используйте только короткие предложения: «Это
зайка
.
Зайка маленький
. Вот какой!
У
зайки
лап
ки
. Вот.
У
зайки
голова. Вот»
Давайте только одноступенчатые инструкции и ждите, когда
ребенок
их выполнит: «Иди сюда. Давай мыть руки. Возьми мыло. Намыль руки. Молодец!»
Если ребенок произносит слово неправильно, похвалите его, но произнесите слово так, как следует. Малыш произнес впервые: «Асина!» Скажите: «Умница! Машина. Это машина!»
Организуйте такие игры, которые вызовут у ребенка желание повторять междометия, звукоподражания за вами. Бросайте мячик и говорите: «Оп!» Роняйте игрушку и говорите: «Бу
х
!»
4. Рассказывайте потешки, сказки, читайте книжки, рассматривайте картинки.
5. Пойте малышу и побуждайте его к пению вместе с вами.
6. Уделяйте внимание развитию общей моторики ребенка, его подвижности, ловкости. Качайте малыша на коленях, качелях, в гамаке. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга.
Мы учим детей катать, бросать, ловить мяч среднего размера. Показываем, как прыгать на двух ногах, перешагивать через невысокие препятствия. Играем в подвижные игры.
7. Играйте в пальчиковые игры. Помните, что развитие мелкой моторики связано с речевым развитием.
В группе учим малышей рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Лепим фигурки из пластилина, соленого теста, глины.
Хочется сказать немного об игрушках. Отдельных игрушек для развития именно речи не так много. Игрушками могут стать и камешки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и даже носки.
Любая игрушка должна соответствовать реальным предметам и объектам (не должен быть мишка розовым и т.д.).
Материалы, из которых сделаны игрушки одного и того же типа, должны быть разнообразными (пирамидка может быть деревянной, пластиковой, резиновой и пр.).
Для развития мотивации и преодоления негативизма мы используем игрушку‐героя (выбор зависит от интересов ребенка). Этот герой от своего лица просит ребенка сделать что‐либо, а также выдает поощрения. В случае, если ребенок ведет себя плохо, то именно этот герой не дает ему лакомство, а не воспитатель (мама).
Игрушки у нас рассортированы по коробкам, ящикам (в одной домашние животные, в другой птицы и т.д.). На коробки, корзинки наклеены значки ‐ обозначения, что способствует развитию инициативы ребенка по выбору игры.
Не заставляйте неговорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно одной фразой «Убери игрушки!», он вполне может отказаться не потому, что, не хочет, а потому что не понимает, как это сделать. Помогите ребенку сортировать игрушки, превратив это в игру (машинки поехали в гараж).
Примерный перечень необходимых игрушек
Куклы и фигурки людей
,
сказочных персонажей
.
Кукольные дома и предметы интерьера для них.
Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру: коза, лиса, сова, киса, и т.п. Помимо закрепления названий самих животных,
дети
в игровой форме
запом
инают
глаголы
(прыгает, грызет, лакает
,
мычит
)
и прилагательные: злой, п
ушистый
, колючий.
Игрушки и наборы для сюжетных игр: в доктора, в почтальона; в «званый ужин», в «приготовление лекарств» и пр. Здесь используются как готовые игрушки, так и самодельные.
Игровые наборы для проигрывания сказок (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, фигурки животных и т.д.).
Пирамидки, матрешки, конструкторы.
Тематические рамки‐вкладыши и
пазлы
по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др.
Лото и картинки‐сцепки.
Сенсомоторные игрушки: наборы «
Марблс
», щетки, прищепки, кусочки
разнофактурной
ткани и пр.
М
узыкальны
е
инструмент
ы
.
Мы объясняем родителям, что вместе с ребенком можно готовить, мыть посуду, умываться и одновременно развивать речь. Не нужно говорить ребенку: «Садись, будем заниматься». Для ребенка должна быть игра, какая-то цель. Например: достали носки из машинки и говорите: «Ваня, помоги». Ребенок находить одинаковые носки. Он занимается сортировкой, но об этом знаем мы, взрослые, а для ребенка он – мамин помощник.
Для речевых игр дома подойдут самые простые подручные средства и материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа, губки для посуды, кулечки и т.д.:
1. В стакан с водой добавить шипучие таблетки витамин С. Вода зашипит – вызываем подражание: Оййй, пшшшш. Можно в эту воду добавить краситель. Полить этой водой на пищевую соду из спринцовки, начнется опять шипение. Спрашиваем: «Ещё?» Пусть ребенок сам сделает подобные манипуляции со спринцовкой, это полезно для мелкой моторики. Добиваемся повторения эмоций, кивания и слов.
2. Игры с макаронами: перебирать макароны, сыпать через трубочки (гофру) со словами: бах, оп! Куда бросишь? Туда?
3. Сухие бассейны с крупами, фасолью, шариками - пересыпаем, бросаем, прячем мелкие игрушки. Сопровождаем словами: оп, ух, бух, дай, еще.
4. Можно из крахмала сделать Ньютоновскую жидкость. Смешиваем крахмал с водой в равных пропорциях. Даем поиграть эту массу ребенку. Можно спрятать в нее мелкие игрушки, чтобы ребенок их достал. Вообще можно ее потрогать, сжимать, гладить. Масса эта очень приятна на ощупь.
5. В яйца от киндер-сюрприза насыпаем крупу, бусинки, и т. д. Ребенок на слух должен определить пустое яйцо или нет. Далее можно усложнить задачу, чтобы он на слух находил два одинаковых звука.
6. Фольга. В нее завернем игрушку (например, кошку). Пусть ребенок сам развернет. Кто это? Мяу. Где мяу? Тут! Где? Вот! Еще? Прячем другую игрушку и т.д.
7. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
8. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов.