Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности | Любовченко Виктория Викторовна. Работа №345555

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается значение внеурочной деятельности в развитии речи обучающихся начальных классов. Подчеркивается, что именно в рамках таких мероприятий возможно создание условий для активного взаимодействия детей, что способствует не только улучшению речевых навыков, но и формированию социальных и эмоциональных компетенций. Приведены примеры различных видов деятельности, а также практические рекомендации для учителей.

Ключевые слова: развитие речи, внеурочная деятельность, начальные классы, речевые навыки, социальные компетенции, эмоциональное развитие, учебные игры, творческие задания.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовченко Виктория Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №26 г. Калуги
Аннотация: В статье рассматривается значение внеурочной деятельности в развитии речи обучающихся начальных классов. Подчеркивается, что именно в рамках таких мероприятий возможно создание условий для активного взаимодействия детей, что способствует не только улучшению речевых навыков, но и формированию социальных и эмоциональных компетенций. Приведены примеры различных видов деятельности, а также практические рекомендации для учителей.
Ключевые слова: развитие речи, внеурочная деятельность, начальные классы, речевые навыки, социальные компетенции, эмоциональное развитие, учебные игры, творческие задания.
В последние годы растет интерес к развитию речевых навыков у детей в процессе внеурочной деятельности. Важно отметить, что речь является не только средством общения, но и основным инструментом познания окружающего мира. Для обучающихся начальных классов, которые находятся на стадии активного усвоения языка, внеурочные мероприятия представляют собой уникальную возможность для практики и отработки речевых навыков в разнообразных ситуациях.
Одной из задач начального образования является создание условий для гармоничного развития ребенка, что включает в себя как когнитивные, так и социальные аспекты. Внеурочная деятельность предоставляет возможность детям не просто получать знания, но и применять их на практике, взаимодействуя с окружающими. Такие мероприятия, как кружки, театральные постановки, конкурсные программы и творческие мастерские, становятся не только площадкой для самовыражения, но и способствуют укреплению речевых навыков.
Ключевым моментом в развитии речи является ее разнообразие и активность. Дети должны не только слышать речь, но и активно участвовать в диалогах, обсуждениях и играх. Внеурочные занятия позволяют организовать такие формы работы, как ролевые игры, где дети могут брать на себя разные роли и таким образом обогащать свой словарный запас. Например, в процессе театральной игры дети не только учатся произносить текст, но и учатся взаимодействовать друг с другом, понимать эмоции и настроение персонажей.
Не менее важным аспектом является создание комфортной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно. Это можно достигнуть через использование игровых форм работы, которые снижают уровень стресса и повышают мотивацию. Примеры таких игр могут включать "Сказочный экспресс", где каждый участник добавляет фразу к общей истории, или "Речевой эстафету", где дети по очереди должны описать предметы, находящиеся в классе, используя разные прилагательные.
Внеурочная деятельность может включать творческие задания, такие как написание рассказов, стихов или создания комиксов. Эти виды деятельности помогают развивать не только речевые, но и креативные навыки. Например, проведя мастер-класс по созданию комиксов, учитель может предложить детям создать собственные истории, используя ключевые слова и выражения, что способствует активному обогащению словарного запаса.
Кроме того, важно отметить, что внеурочные занятия способствуют развитию социальных компетенций. Работа в группах, проектные занятия, обсуждение и совместное решение задач помогают детям развивать навыки общения и сотрудничества. Такие навыки особенно важны в современном обществе, где умение работать в команде и слушать других становится необходимым.
Параллельно с развитием речевых навыков, внеурочная деятельность позволяет детям развивать эмоциональный интеллект. Участие в ролевых играх, обсуждение различных жизненных ситуаций и взаимодействие с одноклассниками способствует формированию эмпатии и пониманию эмоционального состояния других. Например, обсуждая истории о дружбе и доверии, дети учатся понимать, как их слова и действия могут влиять на чувства окружающих.
Стоит упомянуть о важности обратной связи. В процессе внеурочной деятельности учителя могут не только оценивать речевые навыки детей, но и давать рекомендации по их улучшению. Например, во время театральных постановок учитель может акцентировать внимание на артикуляции, интонации и выразительности речи, что поможет детям осознанно подходить к своим речевым навыкам.
Для достижения максимального эффекта важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый учащийся уникален и имеет свои сильные и слабые стороны. Это значит, что в процессе организации внеурочной деятельности необходимо предлагать разнообразные виды заданий, которые позволят каждому ребенку проявить себя. Например, некоторые дети могут проявить интерес к театру, в то время как другие предпочтут художественное творчество или научные проекты.
Кроме того, стоит отметить, что сотрудничество с родителями также может значительно усилить результаты внеурочной деятельности. Родители могут быть вовлечены в организацию различных мероприятий, таких как творческие выставки или концерты, что не только поможет укрепить связи между домом и школой, но и создаст дополнительные возможности для развития речевых навыков у детей.
В заключение, развитие речи обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности – это многоаспектный процесс, требующий внимания к различным аспектам жизни ребенка. Это не только вопрос усвоения языка, но и формирования личности, социализации, эмоционального интеллекта и креативности. Важно, чтобы учителя, работающие в начальной школе, осознавали значение внеурочной деятельности и использовали ее как мощный инструмент в своем педагогическом арсенале.
Список литературы
Воробьёва Е.А. Развитие речи младших школьников // Инновационная наука. 2021. №8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-1
Л.В. Газаева, Ф.М. Атемова Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности // МНКО. 2020. №5 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-rechevyh-navykov-mladshih-shkolnikov-posredstvom-vneurochnoy-deyatelnosti
Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 01.10.2024).
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×