Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи посредством сенсорного восприятия | Луцышина Елизавета Сергеевна. Работа №351839

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли сенсорного восприятия в развитии речи у детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние сенсорных ощущений на формирование словарного запаса, развитие фонематического слуха, грамматических навыков и связной речи. Представлены примеры игровых и практических методов, способствующих активизации речевой деятельности через работу с органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Подчёркивается важность комплексного подхода, включающего сенсорное и речевое развитие, для всестороннего становления личности ребёнка. 

Ключевые слова: развитие речи, сенсорное восприятие, дошкольное образование, речевая деятельность, органы чувств, игры. 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Луцышина Елизавета Сергеевна, воспитатель

МАДОУ "ЦРР-д/с "Гнездышко" г. Нижняя Тура,

Свердловская область

 

Аннотация. Статья посвящена роли сенсорного восприятия в развитии речи у детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние сенсорных ощущений на формирование словарного запаса, развитие фонематического слуха, грамматических навыков и связной речи. Представлены примеры игровых и практических методов, способствующих активизации речевой деятельности через работу с органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Подчёркивается важность комплексного подхода, включающего сенсорное и речевое развитие, для всестороннего становления личности ребёнка.

Ключевые слова: развитие речи, сенсорное восприятие, дошкольное образование, речевая деятельность, органы чувств, игры.

 

Речь является важным средством общения и основой познания мира ребёнком. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи, которое тесно связано с сенсорным восприятием. Сенсорика включает работу всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, что позволяет ребёнку активно познавать окружающий мир и отражать его в речи.

Связь между сенсорным восприятием и речевым развитием обусловлена тем, что богатство ощущений и восприятий обогащает словарный запас и формирует более полное представление о предметах и явлениях. Например, чувственный опыт помогает ребёнку точнее описывать объекты, выделять их признаки, устанавливать связи между ними.

Использование методов, основанных на сенсорном восприятии, помогает воспитателям эффективно развивать у детей как коммуникативные навыки, так и общее мышление.

Сенсорный опыт помогает детям осваивать новые слова, связанные с описанием формы, цвета, звуков, текстур, запахов и вкусов. Например, сравнение на ощупь мягкого и шероховатого предметов сопровождается введением слов «гладкий», «шершавый», «мягкий», «жесткий».

Слуховое восприятие играет ключевую роль в освоении звуков речи. Игры на распознавание звуков окружающего мира (шум дождя, пение птиц) развивают внимание к звукам и способствуют улучшению дикции.

Сенсорные игры способствуют освоению грамматических конструкций. Например, при описании ощущений дети учатся использовать прилагательные, сравнения, союзы: «Этот шарик больше, чем тот».

Богатый сенсорный опыт позволяет ребёнку строить более полные и логичные высказывания, развивает монологическую и диалогическую речь.

Рассмотрим методы и приёмы развития речи через сенсорное восприятие.

1. Игры с тактильными материалами.

- «Чудесный мешочек»: ребёнок на ощупь определяет предмет и описывает его свойства (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий).

- «Собери по текстуре»: ребёнок группирует предметы на основе их тактильных ощущений (гладкие, шершавые, пушистые).

2. Зрительные упражнения.

- «Угадай, что пропало»: ребёнку показывают несколько предметов, затем один убирают, а ребёнок описывает оставшиеся.

- «Найди отличия»: дети сравнивают два изображения и описывают различия, развивая наблюдательность и речь.

3. Слуховые игры.

- «Узнай звук»: дети определяют, какой предмет издаёт звук (погремушка, звонок, вода). Это помогает развивать фонематический слух и точность речи.

- «Повтори ритм»: ребёнок слушает простую ритмическую последовательность (хлопки, удары) и повторяет её, тренируя слух и координацию.

4. Игры с запахами и вкусами.

- «Угадай запах»: ребёнок пробует описывать запахи (лимон, мята, шоколад) и связывает их с реальными объектами.

- «Волшебный вкус»: дети пробуют разные продукты и учатся их описывать (сладкий, кислый, горький).

5. Комплексные игры.

- «Опиши предмет»: ребёнок использует все органы чувств для изучения предмета, затем подробно описывает его.

- «Составь историю»: на основе ощущений (что потрогал, услышал, увидел) ребёнок придумывает и рассказывает историю.

Приведем рекомендации воспитателям:

1. В группе должны быть зоны, стимулирующие органы чувств: тактильные панели, музыкальные инструменты, природные материалы.

2. Дети быстрее развивают речь, если их окружают предметы с разной текстурой, цветом, звуками и запахами.

3. Игровая форма делает обучение естественным и увлекательным. Задания должны быть интересными и соответствовать возрасту ребёнка.

4. Интеграция сенсорных и речевых упражнений, например, в процессе тактильной игры можно добавлять задания на составление предложений, описания, рассказы.

В заключение отметим, что сенсорное восприятие играет ключевую роль в развитии речи у дошкольников. Вовлекая детей в активное использование всех органов чувств, воспитатели создают условия для обогащения словарного запаса, развития фонематического слуха и связной речи.

Комплексное использование методов сенсорного и речевого развития помогает детям не только лучше понимать окружающий мир, но и успешно выражать свои мысли. Это закладывает прочный фундамент для их дальнейшего обучения и общения. Таким образом, сенсорные методы должны занимать важное место в работе воспитателя, способствуя гармоничному развитию ребёнка.

 

Список литературы

1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 120 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: пособие для работы с детьми 2-7 лет. М: Мозаика–Синтез, 2016. 128 с.

3. Мирзаева Д.Ш., Рахматова Д.Х.К. Методы развития речи в процессе развития речи у детей // Academy, 2020. № 6 (57).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×