Развитие речи ребёнка дошкольного возраста. | Олейник Алёна Васильевна. Работа №353928
В статье рассматривается вопрос о том, как должна звучать речь ребенка и что может быть причиной задержки ее развития. Родители часто переживают, что речь их детей недостаточно развита по отношению к возрасту. Эти переживания, как правило, дополнительно усугубляются сравнением детей между собой. .
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Автор: Олейник Алёна Васильевна.
Соавтор: Панченко Элина Владимировна.
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, Россия.
В статье рассматривается вопрос о том, как должна звучать речь ребенка и что может быть причиной задержки ее развития. Родители часто переживают, что речь их детей недостаточно развита по отношению к возрасту. Эти переживания, как правило, дополнительно усугубляются сравнением детей между собой.
Ключевые слова: этапы развития речи, речь двухлетнего ребенка, речь трёхлетнего ребенка, неправильное развитие речи, правильное развитие речи, анатомическое нарушение.
THE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S SPEECH.
Author: Oleinik Alyona Vasilyevna.
Co-author: Elina Vladimirovna Panchenko.
The article examines the question of how a child's speech should sound and what may be the reason for the delay in its development. Parents often worry that their children's speech is not sufficiently developed in relation to age. These experiences are usually further aggravated by comparing children to each other.
Keywords: stages of speech development, speech of a two-year-old child, speech of a three-year-old child, abnormal speech development, correct speech development, anatomical disorder.
1. Этапы развития речи – первый год жизни ребенка
Ребенок издает первые звуки, кажется, уже в считанные минуты после рождения. Последующие месяцы и годы связаны с динамическим процессом формирования навыков речи. Каковы его отдельные этапы?
1 год жизни ребенка - это период мелодий, сигналов, обращений. В первые дни и недели жизни ребенок пользуется в основном криком и плачем. Примерно во 2-3 месяце жизни начинает, как правило, спонтанным образом топать (издавать звуки, такие как, например, гли, кии, бла-бла). Последующие месяцы (6-12 месяцев жизни), являются периодом, журчания, то есть произношения слогов, которые еще не имеют конкретного значения (например, ма-ма, та-та, ба-ба). Конец первого года жизни является временем, когда малыш осознанно произносит свои первые слова (например, мама, папа, дада). Речь в этом возрасте используется только для того, чтобы привлечь к себе внимание.
2. Речь двухлетнего ребенка
2 год жизни ребенка - это период слов. В этом возрасте малыши уже знают произношение гласных и большинства согласных. Более того, они начинают более эффективно, произносить отдельные слова, которые они пытаются объединить, даже в так называемые псевдоутверждения, например, баба-да. Для речи двухлетки характерно также произносить только первые слоги или окончания слов, – например, ампа - лампа, ай - дай. Часто в этом возрасте используют слова звукоподражания (гав-гав - собака). Ребенок использует речь для того, чтобы привлечь к себе внимание и сформулировать свои потребности.
3. Речь трехлетнего малыша
3 год жизни ребенка - это период предложений. В этом возрасте словарный запас малыша достигает уже около 800-1500 слов и включает в себя различные части речи. Ребенок строит все более сложные предложения (состоящие из 3-4 слов) и начинает задавать все больше вопросов. Само развитие речи, становится с каждым днем все более динамичным и сопровождается все большей способностью понимания окружающего мира. Вопреки распространенному мнению, неправильное озвучивание некоторых слов в этом возрасте это совершенно нормально и не должно вызывать беспокойства родителей.
4. Дальнейшее развитие речи
В последующие годы жизни ребенок увеличивает свой словарный запас, улучшает произношение и строит все более сложные предложения. Примерно с 4 лет малыши уже начинают сознательно шутить, а около 5 начинают использовать прошедшее время и рассказывать длинные истории.
Правильно развит шестилетний ребенок, как правило, когда у него речь развита на уровне взрослых.
Конечно, не у всех детей развитие речи происходит таким же образом и с той же динамикой. Очень много зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша, и количества времени, затраченного на его развитие.
5. Неправильное развитие речи
Нет строгих критериев, позволяющих оценить степень развития речи у ребенка. Тем не менее у ребенка, который не говорит, говорит очень мало или его речь заметно отличается от речи сверстников, можно подозревать задержку его развития. Какие могут быть наиболее распространенные причины?
- Интеллектуальный дефицит– задержка психического развития идет рука об руку с задержкой развития речи. Ребенок, который не имеет навыков интерпретации окружающего его мира, не в состоянии научиться правильно говорить. Однако, если малыш способен на изображение или с помощью жестов выразить свои потребности, но не называет их словами, то причина задержки развития речи, вероятно, другая.
- Анатомическое нарушений - трудность в приобретении навыков устной речи могут быть обусловлены неэффективностью речи. Наиболее часто происходят нарушения подвижности языка и повреждение черепно-мозговых нервов, управляющие другими мышцами лица и горла.
- Проблемы со слухом – ребенок учится говорить, в основном, путем имитации услышанных звуков. Проблемы со слухом, особенно в течение первых двух лет жизни, могут привести к значительной задержке развития речи. Поэтому так важно регулярное обследование слуха детей и ежедневное наблюдение вашего ребенка. Особое беспокойство родителей должно волновать сидение в непосредственной близости от телевизора, или отсутствие реакции на окружающие звуки (например, телефонный звонок). Периодическое нарушение слуха следует заподозрить у детей, часто страдающих инфекцией верхних дыхательных путей, а также с гипертрофией миндалин.
6. Правильное развитие речи
Правильное развитие речи ребенка в большой степени обусловлено действиями принимаемыми родителями.
- Ограничение времени сосания соски. Соска помещается в рот ребенка ограничивает движения его языка. Может быть, это в свою очередь негативно повлияет на формирование навыков речи.
- Частые разговоры с ребенком. Малыш учится говорить, в основном, на слух. Ограничение разговора с ним или применение уменьшительных, искаженных или очень сложных слов является большой ошибкой.
- Многократное повторение одних и тех же слов или фраз. Например, описывая ребенку какую-то вещь, стоит несколько раз повторить четко ее название.
- Ненавязчивое исправление ошибок языка малыша. Услышав неверно произнесенные ребенком слова, их стоит несколько раз повторить в правильной форме. Не следует, однако, малыша, наказывать за это и просить его повторить.
- Поощряйте малыша смотреть на рот говорящего человека. Малыш, таким образом, имеет шанс наблюдать за правильным движением губ при произнесении конкретных слов.
- Избегайте оставлять ребенка наедине с планшетом, компьютером или другим электронным оборудованием. Игрушки и электроника никогда не заменят непосредственного контакта и разговора с малышом.
И напоследок, детей нельзя друг с другом сравнивать. Каждый малыш развивается в своем темпе. Тем не менее, стоит проконсультироваться с врачом и, в случае необходимости, пойти с малышом к логопеду, если заметили какие-либо проблемы в речи.