Развитие речи старших дошкольников | Бубникова Светлана Ивановна. Работа №308232
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
1. «Подбор прилагательных»:
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: мама показывает игрушку, картинку или называет слово, а ребенок и другие взрослые по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, сторожевая….
на небе ярко светило и играло золотыми лучами зимнее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами зимнее солнце...
Игры на развитие фонематического восприятия
Назови первый звук:Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка)…
Сложи звук:Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
Скажи наоборот: Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Зоркий глаз:Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?:Взрослый произносит ряды слогов па-па-па-ба-па, фа-фа-ва-фа-фа… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-ба-ба — у дороги два стол… (ба). За – за – за – уходи домой, ко… (за). Ти-ти-ти — на Луну ле… (ти). Лю – лю – лю – лук зеленый я по… (лю). Фе-фе-фе — посижу я на со… (фе)
Игра на развитие грамматического строя речи
образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру Доскажи словечко.
Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Водитель к машине … (подходит). Девочка с горы на санках… (съезжает).
Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).
Желаю Вам и Вашим детям успехов!
МБДОУ №24 Кораблик г. Юрги
Развитие речи старших дошкольников.
Составитель: учитель-логопед Светлана Ивановна Бубникова
2022
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
1. Подбор прилагательных:
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: мама показывает игрушку, картинку или называет слово, а ребенок и другие взрослые по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, собака — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, сторожевая….
2.Что бывает?:Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в
том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, зеленый - помидор, ель, трава, дом... Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым….. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком,
и взрослым идентично.
3. Цепочка слов: проводится, в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный поезд из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — кошка. Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная…Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор… Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым…Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд…
4. Игра Дополни предложение: главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово солнце:
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило зимнее солнце;
на небе ярко светило и играло зимнее солнце;
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ ДЕРЕВЬЯ
Развитие грамматического строя речи
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом Назови ласково
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
2. Образование существительных
множественного числа в
именительном и родительном
падежах Один — много
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
3. Образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах Посчитай
Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток, одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
4. Образование относительных прилагательных
Назови, какой, какая?
Ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ...
тополя — тополиная; ...
осины — осиновая;
липы — липовая.
Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ...
дуба — дубовый; ...
клена — кленовый
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ ПОСУДА
1. Дидактическая игра
Один – много
Тарелка – много тарелок.
Чашка – много чашек.
Блюдце – много блюдец.
Стакан – много стаканов.
Кастрюля – много кастрюль.
Чайник – много чайников.
Вилка – много вилок.
Ложка – много ложек.
Нож – много ножей.
Сковородка – много сковородок.
2. Дидактическая игра
Скажи ласково
Тарелка – тарелочка.
Чашка – чашечка.
Блюдце – блюдечко.
Стакан – стаканчик.
Кастрюля – кастрюлька.
Чайник – чайничек.
Вилка – вилочка.
Ложка – ложечка.
3. Дидактическая игра
Мой, моя, моё
О чём ты скажешь мой? (Мой нож, мой чайник)
О чём ты скажешь моя? (Моя ложка, моя кастрюля и т.д.)
О чём ты скажешь моё? (Моё блюдце)
4. Дидактическая игра Сосчитай1 – 5
(Сосчитать все предметы)
Одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль.
Одно блюдце, два блюдца, три блюдца, четыре блюдца, пять
блюдец.
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.
Одна салфетка, две салфетки, три салфетки, четыре салфетки, пять салфеток.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ ОВОЩИ
Игра Подскажи словечко
Поздним летом в огород собирается народ.Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!Здесь весною было пусто.
Летом выросла…... (капуста).Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…….. (укроп).Собираем мы в лукошко очень крупную……. (картошку).От дождя земля намокла — вылезай, толстушка…….. (свекла).Из земли — за чуб плутовку!
Тянем сочную…….. (морковку).Надо поклониться низко, чтобы вытащить………. (редиску).Помогает деду внук — собирает с грядок…….. (лук).Просит дедушка Федюшку:
Собери еще……….. (петрушку).Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий……… (кабачок).И красавец-великан темно-синий……… (баклажан). Вот и все! Хоть и устали,
урожай мы весь собрали.
2. Покажи и скажи.
Подбор слов – действий.Называем слова – действия, которые выполняют при сборе картофеля, моркови, помидоров, капусты, ягоды, грибов и т.д.
3. Игра Вершки – корешки
Я назову тебе овощ, если он растет в земле, ты присаживайся на корточки, если над землей встань на носочки, подними руки вверх.
4. Незнайкины ошибки.
Усвоение относительных прилагательных.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Капустный пирог ..из кабачка,
огуречный салат из редиски,
гороховый суп из фасоли,
тыквенную кашу из укропа,
свекольный салат… из чеснока.
Для вас, родители!