Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи у детей с РАС на уроке сольного пения | Мой кабинет. Работа №345333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нарушение речи у детей с РАС - это неизбежное следствие, к которому приводит патология. Поэтому коррекционная работа по формированию речевых навыков должна начинаться с развития мозга, в особенности тех участков, которые отвечают за коммуникативный навык и когнитивные функции. Урок сольного пения с ребенком с РАС не должен сводиться только к развитию речи, но тем не менее, уделять этому внимание необходимо, ведь, во-первых, без этого очень сложно разучивать песни, а во-вторых, занятие пением благотворно влияет на развитие речи у детей с РАС. Существует ряд упражнений, которые можно включать в уроки вокала.

 

Развитие речи у детей с РАС на уроках сольного пения

Нарушение речи у детей с аутизмом — это неизбежное следствие, к которому приводит патология. Поэтому коррекционная работа по формированию речевых навыков должна начинаться с развития мозга, в особенности тех его участков, которые отвечают за коммуникативный навык и когнитивные функции

Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:

- стимуляцию мозговой активности;

- облегчение восприятия новой информации;

- проявление интереса к окружающему миру;

- социализацию в обществе;

- нейтрализацию агрессии;

- развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы.

Необходимо делать упор на развитие всех органов гувств. Для этого подбираются различные сенсорные игры (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые). Подходят игры с красками, водой, звуками и ритмами, сыпучими и пластичными материалами, а также с продовольствием (для развития органа вкуса).

Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

Игры на развитие речи у детей с РАС

Формирование невербальной коммуникации (игры на изучение жестов)

Педагог делает - малыш повторяет.

Например: «На» (предложить что-то) - протяните раскрытую ладонь «Дай» (просить что-то) - несколько раз сожмите пальцы раскрытой ладони в кулаку «Да» (согласиться с чем-то) - несколько раз кивните вверх-вниз «Нет» (отрицать что-то) - несколько раз помотайте головой влево- вправо. «Там» (указать на что-то) — покажите указательным пальцем на предмет. «Сюда» (подозвать к себе) - взмахните ладонью по направлению к себе. И так далее.

Игры на развитие речевого дыхания

Например:

1. Предложите ребенку понюхать что-то. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а»

2. Запотевшсе зеркало. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть ртом на зеркало, от чего оно запотеет.

3. Листики. Соберите немного березовых листьев, положите на ровную поверхность в 2 линии и установите стоп-линию. Предложите ребенку подуть на одну из линий, а затем устройте соревнования, чьи листики быстрее «доберутся» до финиша с помощью потока воздуха. Вместо листьев можно использовать конфетти или шарики из ваты.

4. «Бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и коктейльная трубочка. Предложите малышу подуть в трубочку, чтобы образовались пузырьки воздуха. Покажите, как от силы выдоха увеличиваются пузырьки.

5. Предложите надуть воздушный шарик или мыльные пузыри

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, гнев и т.д. Развивайте мимику.

Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку».

Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (каку рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.

Игры на развитие органов чувств:

1. Предложите ребенку постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.

2. Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.

3. Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет; ребенок должен найти «пропажу».

Работа над речью на уроках сольного пения

Урок сольного пения с ребенком с РАС, конечно, не должен сводиться только к развитию его речи. Этот процесс – комплексный. Он осуществляется как дома с родителями, с врачами в специальных лечебных учреждениях, так и на занятиях дополнительного образования. Как бы то ни было, и на уроках вокала преподаватель должен уделять развитию речи особое внимание, ведь, во-первых, без этого очень сложно разучивать песни, а во-вторых, занятия пением также благотворно влияет на развитие речи детей с РАС.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×