Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра | Татьяна Витальевна Соколова. Работа №354576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Содержание

Особенности речевого развития детей с РАС ...................................................... 3

Развитие понимания речи ....................................................................................... 5

Этапы работы над пониманием речи ................................................................. 5

Подготовительный этап ....................................................................................... 5

1 этап обучения .................................................................................................... 5

2 этап обучения .................................................................................................... 6

Вызывание экспрессивной речи у детей с РАС ................................................... 7

Начальный этап обучения экспрессивной речи. ............................................... 7

Источники информации ....................................................................................... 11

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк"

Алтайский край,

г. Рубцовск , пр. Ленина, 29

(8-385-57) 9-87-52; _ 

E-mail: vasilek.dou@mail.ru

Адрес сайта http://ds14.educrub.ru/

 

 

 

 

 

 

Развитие речи у детей

с расстройствами аутистического спектра

Рекомендации для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Соколова Т.В.,

учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рубцовск

2024 г.

Содержание

Особенности речевого развития детей с РАС ...................................................... 3

Развитие понимания речи ....................................................................................... 5

Этапы работы над пониманием речи ................................................................. 5

Подготовительный этап ....................................................................................... 5

1 этап обучения .................................................................................................... 5

2 этап обучения .................................................................................................... 6

Вызывание экспрессивной речи у детей с РАС ................................................... 7

Начальный этап обучения экспрессивной речи. ............................................... 7

Источники информации ....................................................................................... 11

 

Особенности речевого развития детей с РАС

Целью этой публикации является ознакомление родителей с приемами работы по развитию речи в рамках поведенческой технологии.

Сегодня специалисты разного уровня квалификации помогают родителям путем просветительского образования. Успешность коррекционной работы напрямую зависит от понимания родителями глубинных механизмов нарушения развития при расстройствах аутистического спектра.

Детский аутизм и расстройства аутистического спектра - распространенные нарушения психического развития ребенка, при которых имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Известно, что в одной трети, а по некоторым данным, даже в 50% случаев люди с аутизмом никогда не начинают говорить, у них отсутствует значимая речь. У других же наблюдается задержка речевого развития.

Особенности речевого развития отмечаются у всех детей с РАС. К ним относятся:

 Отсутствие речи (как правило, это первый симптом, по поводу которого родители обращаются к логопедам).

 Первые слова в среднем появляются к 12-18 месяцам, а первые фразы к 20-22 месяцам.

 Появление первых слов может задерживаться до 3-4 лет.

 Даже если словарный запас к 2-3 годам соответствует норме, дети не задают вопросов, не говорят о себе. Обычно бормочут что-то невнятное.

 Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась.

 Дети могут рассказывать стихи, вести монологи, но не используют речь для общения.

 Отсутствует реакция на речь других, дети не понимают речь других людей.

 Наблюдаются эхолалии (повторение фразы говорящего с ребенком человека).

 Дети не используют местоимения (я, он, она, ты и др.) Не умеют пользоваться указательным жестом.

 

Все вышеперечисленные особенности позволяют сделать вывод о необходимости систематической работы над развитием речи у детей с РАС, об актуальности этой проблемы, о необходимости знаний об аутизме, о тесной взаимосвязи родителей с командой специалистов.

 

Развитие понимания речи

Трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребенок не понимает названий предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции.

Причины:

 Нарушение произвольного внимания (не может по инструкции слушать и смотреть на говорящего).

 Отсутствие словарного запаса или малый словарный запас.

 Отсутствие мотива к общению и речи.

 

Этапы работы над пониманием речи

Подготовительный этап:

 Установление эмоционального контакта с ребенком (положительные эмоции на взаимодействие).

 Совместные игры и занятия любимой деятельностью (качать на качелях, расставлять любимые игрушки: машинки, динозавры, пирамидки, счеты).

 Сопровождение речью действия ребенка («ты механик, ремонтируешь машины», «как красиво ты складываешь пирамидку», «ты моешь руки», «вода бежит»).

 Проговаривание и планирование деятельности ребенка («мы уберем игрушки и тогда сможем пойти гулять», «ты выполнишь это задание и сможешь поиграть»).

 Поощрение деятельности, если ребенок выполнил задание (хлопать в ладоши, прижать, погладить, сказать; «Молодец!», дать печенье).

 

1 этап обучения:

А. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения» и выполнение простых инструкций (дай, покажи).

1. Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; удобный по форме и размеру, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой.

2. Ребенок и взрослый сидят рядом за столом (либо лицом к столу, либо на стульях друг напротив друга). На столе не должно ничего находиться. Взрослый кладет на стол предмет, затем привлекает внимание ребенка («Саша, посмотри на меня»). Затем дается инструкция («Дай чашку»).

3. В случае, если ребенок выполняет инструкцию, а именно, берет чашку со стола и кладет в руку взрослому, немедленно следует подкрепление (поощрение).

 

4. Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует физическая помощь: взрослый своей рукой берет руку ребенка так, чтобы рукой ребенка взять чашку и вложить ее в свободную руку взрослого. Затем ребенка поощряют, комментируя: «Умница, ты дал чашку». Каждый следующий раз стараются уменьшить степень помощи - все более легкими движениями направляют руку ребенка. Подкрепление предоставляется, когда ребенок выполняет инструкцию не хуже, чем в предыдущей попытке. В результате обучения инструкция должна выполняться без помощи со стороны взрослого.

Б. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. В качестве альтернативных объектов могут быть предметы, не похожие на исходный (машинка, кукла).

1. Помещают на стол 2 предмета – они должны быть на равном расстоянии от ребенка на уровне глаз.

2. Дают ту же инструкцию («Дай чашку») и оказывают помощь так, чтобы ребенок взял правильный предмет. Этот ответ подкрепляют. Помощь уменьшают, добиваясь самостоятельности. Затем предметы меняют местами и повторяют ту же инструкцию. Важно быстро оказывать помощь, не давая ребенку ошибиться.

3. Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.

В. Когда ребенок научился выполнять инструкцию «Дай» с одним предметом, выбирая его из нескольких других, вводят название нового предмета (например, кубик). Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду (цвету, форме, материалу), и по семантическому содержанию (если первый объект – чашка, то ложка, тарелка не могут использоваться в качестве второго предмета). После того, как ребенок научился давать второй предмет в отсутствие первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на инструкцию. Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число предметов на столе, из которых ребенок должен выбирать.

Даже самый «простой» навык, формируемый на начальном этапе обучения, должен встраиваться в повседневную жизнь ребенка (например, постоянно просить ребенка давать кружки и ставить их на стол).

2 этап обучения: Формирование навыков, касающихся понимания названий действий.

Обучение выполнению инструкций:

а) На простые движения (похлопай, постучи). Инструкция: «Сделай как я» (постучать по столу или похлопать в ладоши). Сначала по подражанию движения. Когда ребенок начнет выполнять подражания, убирать показ, выполнять по словесной инструкции.

 

б) С предметами (На столе чашка с соком. Инструкция: «Пей». Ребенок берет и пьет после инструкции (не раньше). Инструкция: «Включи» включает телевизор. Дальше могут быть инструкции: «Причешись», «Давай включим музыку»).

в) Обучение пониманию действий по фотографиям (мама пьет, сидит, ест, рисует, папа спит, смотрит телевизор, моет руки). Инструкция: «Покажи где мама сидит? Ест? Рисует?».

Навыки понимания речи очень важны для дальнейшей работы по формированию собственной речи.

Вызывание экспрессивной речи у детей с РАС

Речь – это поведение, поэтому очень важно знать правило и закон формирования поведения (в соответствии с поведенческим подходом).

Формула формирования поведения выглядит следующим образом:

СТИМУЛ ПОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЕ

Основной закон формирования поведения гласит: Поведение будет повторяться, если оно каким-то образом подкрепляется.

Чтобы научиться применять эту формулу, нужно изучать вопрос о формировании учебного поведения. Если у ребенка не создать стимул (желание сказать) и не подкреплять необходимое поведение, он говорить не будет. Роль поощрения правильного поведения, яркая эмоциональная реакция на правильный ответ или действие очень важна.

В первую очередь необходимо научить ребенка навыкам имитации (то есть повторению действий за взрослым). Сначала обучают имитации с предметами, затем имитации без предметов, затем переходят к голосовым имитациям.

Начальный этап обучения экспрессивной речи.

Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

 

Ко времени начала обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения по инструкции «Делай так» или «Повторяй за мной».

Сначала делают 2-3 знакомых движения, а затем движение открыть рот (3 раза хлопнул и открыл рот). Если ребенок повторил - поощрение.

Начал повторять движение самостоятельно, можно осваивать следующие движения: показать язык, надуть щеки, подуть.

 

Обучение повторять звуки обычно начинают на материале гласных. Инструкция: «Повторяй за мной», затем показ движений и звука: 2-3 раза хлопнуть в ладоши и открыть рот, сказать «а». Если ребенок повторил - поощрение. Если не повторяет звуки, вернуться к этапу имитации движений, а затем пробовать еще раз вызвать звукоподражание.

Если ребенок не повторяет, попробовать стратегию, запускающую спонтанные вокализации. Когда ребенок занимается приятной деятельностью (качается на качелях, купается, играет мыльными пузырями, ест), в это время взрослый вокализирует: «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма (па-па-па, ба-ба-ба). Качаем, вокализируем, затем останавливаем качели на взлете и ждем реакцию ребенка, ждем, чтобы ребенок сказал: «ма». Мы ждем момента непроизвольного присоединения, непроизвольной голосовой реакции. Если ребенок повторил, сразу поощрение и бурная радость.

Повторяем эту деятельность, чтобы закрепить правильную голосовую реакцию.

Затем повторяем с разными вокализациями (па-па-па, ба-ба-ба), с разной приятной деятельностью.

Затем снова пробуем занятия с имитацией движений и присоединяем вокализации.

Если ребенок научился подражать хотя бы нескольким звукам, продолжить расширять количество звуков (у, о, ух, ай, ох, на). Если ребенок повторяет звуки, то можно в бытовой ситуации попробовать повторять слова (смотреть фотографии и повторять «мама», «папа»). Многократно повторить и спросить: «Кто это?» Даже если ребенок не отвечает, говорить за него, если ответил - поощрить, радоваться, что получилось слово.

Обучение ребенка навыкам коммуникации.

 

Для того чтобы ребенок мог пользоваться доступными ему речевыми средствами для общения, необходимо научить его выражать свои желания при помощи звуков и слов.

А. Предварительный этап – обучение использовать указательный жест.

Перед ребенком помещают 2 предмета, один из которых для него привлекателен (например, кубик и машинка). Затем спрашивают: «Покажи, что ты хочешь?» Как только он потянется к одному из предметов, оказывают помощь - руку ребенка складывают в указательный жест и показывают на желаемый предмет. Постепенно помощь уменьшают.

Б. Обучение называнию предмета. Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Если ребенок попытался сказать название - поощряют и дают предмет.

 

В. Обучение словам, выражающим просьбу.

Создавать или использовать ситуации, когда у ребенка есть потребность в чем-то. Например, убрать новую машинку повыше, чтобы ребенок не смог достать. Когда ребенок будет тянуть взрослого за руку и показывать предмет, помочь ему сказать: «Дай». Если получилось - поощрить.

Если не получилось, специально создавать ситуации (вещи, которые могут заинтересовать ребенка – например, конфеты, печенье, любимая игрушка - убирать выше, так чтобы ребенок видел их и побуждать его просить: «Дай», или: «Помоги»).

Г. Учить выражать согласие или несогласие.

Ребенку показывают предмет (конфету, машинку, куклу).

Взрослый задает вопрос: «Ты хочешь конфету?» и тут же подсказывают ответ: «Да» и кивок головой.

Когда ребенок отвечает правильно, ему дают то, что он хочет.

Обучение продолжают до тех пор, пока ребенок сам будет выражать согласие.

Затем учат выражать несогласие.

Показывают то, что не нравится ребенку и задают вопрос: «Ты хочешь?», подсказывают ответ: «Нет». Можно дать попробовать, чтобы ребенок убедился, что это невкусно (например, соль). Он должен понять, что несогласие поможет избежать чего-то неприятного.

Д. Следующий этап – называние собственных действий.

Дают инструкцию совершить то или иное действие (Рисуй) и когда ребенок выполняет действие, его спрашивают: «Что ты делаешь?» и следует подсказка: «Я рисую». Затем вопрос повторяют и ждут ответа, если ребенок молчит, начинают подсказывать: «Я …. рисую». Постепенно подсказку убирают.

Важно помнить, что при обучении речевым навыкам ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность, что ребенок, освоив тот или иной навык, не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться дальше, учить тому, что необходимо для будущего.

Дальнейшее обучение более сложным навыкам коммуникации и речи.

 

Далее необходимо учить, чтобы ребенок понимал функциональное назначение предметов. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию его функции из нескольких других: «Принеси то, чем ты чистишь зубы», он должен найти зубную щетку.

 

Необходимо научить отвечать на вопросы: «Для чего это нужно?», «зачем это нужно?», «что этим делают?», «чем ты ешь суп?», «чем ты моешь руки?». При обучении используют наглядную демонстрацию.

Необходимо научить отвечать на вопросы о себе: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?». Самостоятельно они это не могут. Иногда механически заученные ответы со временем начинают обретать смысл.

Далее можно учить пониманию и называнию признаков предметов (цвета, размера, формы). Общая логика дальнейших действий такова:

 Формируют навык невербального соотнесения (выбор по образцу таких по цвету, например, красных).

 Затем называют красный кубик, красный карандаш, красная машинка.

 Затем просят дать красные предметы, затем выбрать среди других красные и только потом спрашивать: «Какого цвета этот кубик?».

 

Все полученные навыки необходимо переносить в повседневное общение, поощрять инициативу ребенка и его высказывания (Например, «Мама, дай сок», «Хочу мультики», «Пойдем гулять»).

Все, кто общаются с ребенком должны поддерживать его, речь близких должна быть немногословной, понятной ребенку, вызывать его на контакт, на собственные высказывания.

 

Источники информации

1. Азова О.И. Аутизм и речь: вебинар

2. Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии.- http://www.autism.ru/read.asp?id=150&vol=0

3. Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения развития.- 2018.- № 1.- С. 18–21.-Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/92358/autdd_2018_n1_nikonova_pavlova.pdf

4. Трубицына А.Н. Вербальное поведение: вебинар

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×