Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста | Султанова Аида Ануархановна. Работа №338837. Номер работы: №338837
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период их развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается задача, не являющаяся речевой в собственном смысле слова, – ознакомление с художественной литературой. Художественную литературу можно рассматривать как средство решения всех задач развития речи и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. И. Айдарова, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, Т. А. Репина, О. И. Соловьёва, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флёрина и др.). Очевидно, что всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 10 «Теремок»
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского»
Подготовила: воспитатель старшей группы
Султанова А.А.
Байконур, 2024
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период их развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается задача, не являющаяся речевой в собственном смысле слова, – ознакомление с художественной литературой. Художественную литературу можно рассматривать как средство решения всех задач развития речи и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. И. Айдарова, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, Т. А. Репина, О. И. Соловьёва, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флёрина и др.). Очевидно, что всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребёнка, его художественного развитиясущественную роль играет пра- 15 вильный отбор произведенийлитературы для чтения и рассказывания детям. О. И. Соловьё ва определила принципы отбора книг для круга чтения: идейная направленность, высокое художественное мастерство, сюжетная занимательность, простота и ясность композиции, доступность, учёт конкретных педагогических условий. Всем этим критериям, несомненно, соответствуют произведения К. И. Чуковского.
Миллионы читателей – от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного и мудрого сказочника. В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почё тное звание дедушки: И. А. Крылов и К. И. Чуковский. Причём Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Поистине была велика любовь Чуковского к литературе, с ней могла соперничать только другая его великая любовь – к детям. Сказки и стихотворения Чуковского воспитывают у детейвысокие человеческие качества: храбрость смелость, находчивость, мужество, доброе отношение к окружающим людям и животным.
Произведения К. И. Чуковскогоимеют огромное значение для развития речи детей дошкольного возраста, так как в них широко встречаются образные средства языка (синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения, эпитеты и т. д., способствующие совершенствованию лексики ребенка; им присуща особая ритмическая организация стиха (хорей, парная рифма, плясовые ритмы, звукоподражания и т. д., способная развивать поэтический слух дошкольника; в произведенияхиспользуются неологизмы, которые формируют у детей интерес к словотворчеству, самостоятельному придумыванию новых слов и т. д.
Все вышесказанное обусловило наш интерес к проблеме развития речи на материале произведений К. И. Чуковского.
В начале нашей образовательной работы рассказали детям о творчестве К. И. Чуковского, сопровождая рассказ фотографиями. При выборе фактов для рассказа учитывали их доступность для понимания детям старшего дошкольного возраста, отбирали события, связанные с созданием им известных произведений, избегали дат, непонятных дошкольникам, общественнополитических событий, незнакомых ребятам.
Этот рассказ заинтересовал ребят, вызвал интерес не только к произведениям, которые были им знакомы, но и интерес к творчеству самого автора знаменитых строк, это было хорошей основой для дальнейшего знакомства с произведениями К. И. Чуковского.
В процессе дальнейшей экспериментальной деятельности в повседневной жизни ребятам читали следующие сказки К. И. Чуковского : «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Бармалей», «Телефон». Многие из них были знакомы детям. Однако ребята с удовольствием слушали их еще раз. Некоторые произведения, такие как «Бармалей», «Приключения Бибигона» ребята слышали впервые. Эти произведения читали в повседневной жизни, т. к. многие из них значительные по объему, их читали в течение нескольких дней с перерывами.
После чтения организовывали беседу, что способствовало формированию осознанного восприятия художественного текста, а также развитию диалогической речи дошкольников.
Задавали вопросы, направленные на анализ содержания, понимание детьми смысловых связей и отношений, которые показаны в сказке, на понимание характеров главных героев, авторской позиции, эмоционального подтекста стихотворения, на выражение личного отношения к содержанию прочитанного, вопросы, активизирующие творческое воображение детей.
Для развития образной стороны речи были эффективными беседы по содержанию прочитанного текста, особенно если в них используются задания на анализ и самостоятельный подбор детьми определений, сравнений, эпитетов и т. д., на анализ объяснение, толкование непонятных или новых слов, встречающихся в тексте. С целью развития поэтического слуха были удачными 16 следующие приемы: анализ ритмического рисунка и рифмы стихотворения, а также самостоятельный подбор детьми рифм. С целью развития звуковой культуры речи хорошо зарекомендовали себя задания на поиск средств интонационной выразительности для выразительного чтения наизусть и разыгрывания в виде драматизации текстов произведений К. И. Чуковского. К сочинительству новых слов, сюжетов подводило чтение сказок, стихотворений К. И. Чуковского.
Организовывали сотрудничество с родителями воспитанников в различных формах (родительское собрание, консультации, наглядная агитация в уголке для родителей, привлечение родителей к участию в совместных праздниках и развлечениях на материале произведений К. И. Чуковского).
Таким образом, наша образовательная работа с детьми показала, что педагогическими условиями развития речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского могут быть : формирование представлений о жизни и творчестве К. И. Чуковского и воспитании интереса к его произведениям и художественному слову в целом; использование разнообразных способов ознакомления детей с произведениями К. И. Чуковского (чтение по книге, драматизации, прослушивание аудиозаписей, показ видеофильмов, заучивание наизусть); включение в работу по ознакомлению с произведениями К. И. Чуковского заданий на развитие разных сторон речи дошкольников (образной лексики, словообразования и словотворчества, звуковой культуры, связной речи); сотрудничество педагогов и родителей.