развитие речи у дошкольников с терапией Су-Джок | Морозова Анастасия Олеговна. Работа №309499
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.В настоящее время появилась возможность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного метода Су-Джок. Эта терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники «Су-Джок»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного метода Су-Джок. Эта терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Проблеме изучения терапии Су-Джок посвящены исследования и разработана южнокорейским ученым, профессором Пак Чже Ву. Это одна из нетрадиционных логопедических технологий, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. В своих работах ученый Пак Чже Ву установил взаимное влияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Стимуляция специальных точек приводит к излечению, а неправильное воздействие не принесет никакого вреда, а всего лишь будет неэффективно, в этом и заключается его безопасность.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Е. С. Авдеева объясняет метод Су-Джок терапии как «массаж при помощи специального массажера, стимулирующий рецепторные поля на ладонях и стопах, приводящий к нормализации мышечного тонуса, активизации речевых зон в коре головного мозга, развитии памяти, внимания, пространственной ориентации» Диапазон полезных свойств у данного метода, пришедшего из восточной медицины, довольно широк, но в данном исследовании мы обратим внимание, как он может быть полезен именно в работе по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.
Н. В. Белинова метод Су Джок-терапии относит к ряду технологий, недавно появившихся в образовательной практике педагогов, которые специально не изучаются в профессиональных педагогических вузах, «их трансляция в образовательный процесс позволит сделать последний в разы эффективнее по сравнению с использованием только традиционных технологий»
Также исследованиями в области применения Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения занимаются многие современные ученые такие как Г. А. Коновалова, Л. В. Некрылова, Н. В. Белинова, А. Н. Байбулатова, Е. С. Авдеева.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. («Су» по-корейски — кисть, «Джок» — стопа.)
Су-Джок могут применять в своей практике педагоги ДОО, логопеды, психологи и родители дошкольников.
Внедрение этой технологии в практику ДОО способствует:
Развитию речи (воздействие на биологически активные точки);
Развитию мелкой моторики;
Комплексному оздоровлению организма.
Неоспоримое достоинство Су-Джок терапии – это безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения. Для получения положительного результата необходимо проводить стимуляцию биоэнерготочек с помощью шариков Су-Джок хотя бы один раз в день (они свободно продаются в аптеках и стоят недорого) в сочетании с традиционными способами развития мелкой моторики.
Игровой массаж с массажёрами Су-Джок проводится в виде пятиминутных упражнений:
Динамические паузы (между основными частями образовательной деятельности);
Совместная игровая деятельность;
Режимные моменты;
Пальчиковая гимнастика;
Разучивание стихов, небольших сказок;
Проведение побудок (обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию и подготовки к активной деятельности).
Прием работы могут быть следующими:
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений (массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и
т.д
).
Массаж
шариком Су-Д
жок. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, что оказывает оздоровительное воздействие на различные участки тела.
Массаж пальчиков и ногтевых пластин эластичным кольцом. Массаж каждого пальца вызывает биологические импульсы, воздействующие на строго определенные участки тела.
Массаж стоп. Воздействие на точки стоп при хождении по ребристым дорожкам, массажным коврикам для профилактики плоскостопия, «дорожкам здоровья», а также с п
омощью Су-Джок
массажера
и т.д.
С детьми при нормализации мышечного тонуса используют разнообразные формы работы с Су-Джок терапии, прежде всего это различные пальчиковые упражнения с шарами и эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика между ладонями, перекатывания шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением, потешкой.
Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Поглаживание мяча Су-Джок
Прокатывание мяча Су-Джок по столу
Прокатывание мяча Су-Джок по ладони
Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.
Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.
Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.
Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке
Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
Подбрасывание мяча Су-Джок
Прокручивание пальцев на шарике
Прокручивание мяча
Раскрытие шара и движения с половинками
массажера
III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок
1.Надевание колечек на один палец
2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)
IV этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации работы с Су-Джок мас массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Вывод: В результате внедрения Су– Джок терапии в развивающую работу по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста улучшается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снижается заболеваемость. Повышается интерес к играм лексико – грамматического содержания. Таким образом, Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.