Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников | Нерезенко Ярослава Сергеевна. Работа №351854

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития речи младших школьников как ключевого компонента формирования читательской компетентности. Автор рассматривает речевое развитие в контексте начального обучения как основу для овладения навыками чтения, анализа текста и самостоятельной работы с информацией. Особое внимание уделяется значению развития словарного запаса, связной речи и способности к интерпретации прочитанного. Раскрываются педагогические подходы, направленные на развитие речи учащихся и укрепление их читательской компетентности.

Ключевые слова: развитие речи, читательская компетентность, младшие школьники, словарный запас, связная речь, начальное обучение, педагогика.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ

ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Нерезенко Ярослава Сергеевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Средняя школа № 22 им. Маршала Сергеева

городского округа Макеевка» ДНР

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития речи младших школьников как ключевого компонента формирования читательской компетентности. Автор рассматривает речевое развитие в контексте начального обучения как основу для овладения навыками чтения, анализа текста и самостоятельной работы с информацией. Особое внимание уделяется значению развития словарного запаса, связной речи и способности к интерпретации прочитанного. Раскрываются педагогические подходы, направленные на развитие речи учащихся и укрепление их читательской компетентности.

Ключевые слова: развитие речи, читательская компетентность, младшие школьники, словарный запас, связная речь, начальное обучение, педагогика.

 

Формирование читательской компетентности младших школьников является одной из ключевых задач современного начального образования. Умение читать и понимать текст, работать с информацией, выражать свои мысли — важнейшие навыки, которые закладываются в младшем школьном возрасте. При этом развитие речи занимает центральное место в процессе формирования читательской компетентности, поскольку именно от уровня речевого развития зависит способность ученика к восприятию и интерпретации текста.

Речь младших школьников развивается в процессе целенаправленного обучения, в ходе которого дети осваивают нормы языка, расширяют словарный запас, учатся строить высказывания и анализировать информацию. На начальных этапах обучения важным аспектом становится работа с устной речью, так как она является основой для понимания письменного текста. Умение выразить свои мысли устно способствует формированию навыков структурирования и анализа информации, что особенно важно для дальнейшего чтения и понимания текстов.

Работа над развитием словарного запаса учащихся играет первостепенную роль. Чем шире словарный запас ребенка, тем легче ему понимать содержание текстов и выражать свои мысли. Важной задачей педагога является создание условий, при которых ребенок будет встречаться с новыми словами в контексте, усваивая их значение и применение. Это может быть чтение литературных произведений, работа с учебными текстами, обсуждение событий и явлений. Параллельно с расширением словарного запаса важно развивать способность к осмыслению и использованию новых слов в речи.

Неотъемлемой частью формирования читательской компетентности является развитие связной речи. Умение последовательно и логично излагать мысли, пересказывать тексты, составлять собственные рассказы способствует укреплению навыков чтения и понимания. В процессе работы над связной речью педагог может использовать разнообразные задания: составление рассказов по картинкам, пересказ прочитанных текстов, обсуждение сюжетов и персонажей литературных произведений. Важно, чтобы такие задания были направлены не только на развитие речи, но и на формирование интереса к чтению как познавательной деятельности.

Существенную роль в развитии речи младших школьников играет работа над текстами. Чтение и анализ литературных произведений, учебных и познавательных текстов помогает детям усваивать структуру текста, понимать логику изложения, различать основные и второстепенные идеи. Навыки анализа текста способствуют развитию критического мышления, умения интерпретировать прочитанное, делать выводы. Чтение сопровождается обсуждением, которое стимулирует учеников к высказыванию своего мнения, аргументации своих взглядов, что в свою очередь развивает их речь.

Педагогическая деятельность, направленная на развитие речи, включает использование разнообразных методов и приемов. Например, диалоговое обучение помогает детям учиться выстраивать разговор, формулировать вопросы и ответы. Работа в парах или группах способствует развитию коммуникативных навыков, умению взаимодействовать с другими, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Особое внимание уделяется созданию языковой среды, в которой ребенок чувствует себя уверенно и может свободно выражать свои мысли.

Развитие речи тесно связано с интересом ребенка к чтению. Если ученик с удовольствием читает книги, обсуждает их содержание, делится своими впечатлениями, это способствует как совершенствованию его речи, так и формированию читательской компетентности. Задача учителя — создавать условия, при которых чтение становится для ребенка увлекательным процессом, пробуждающим его интерес и любознательность.

Таким образом, развитие речи младших школьников представляет собой комплексную задачу, которая требует от педагога внимательного и системного подхода. Успешное развитие речевых навыков способствует не только формированию читательской компетентности, но и общему личностному росту учащихся, их готовности к освоению более сложных образовательных программ. Создание благоприятной образовательной среды, использование разнообразных методов и приемов работы с речью, поощрение интереса к чтению являются ключевыми аспектами этой работы.

 

Список литературы

 

1. Калинина Т. Н. Развитие письменной и устной монологической речи учащихся (из опыта работы) / Т. Н. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 137-138.

2. Особенности речевого развития младшего школьника / О. П. Андрианова, А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 399-401.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×