Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи учащихся на уроках русского языка | Гарсия Елена Валентиновна. Работа №338476

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья подчеркивает важность развития речи на уроках русского языка, объясняя, как она способствует грамотному использованию языка, расширению словарного запаса и развитию аргументации. В статье описываются разнообразные методы и приемы развития речи, включая систематическую работу над словарным запасом, практику устной речи, письменные задания, аудирование и чтение аутентичных текстов, а также использование игровых элементов.

Ключевые слова: развитие речи, уроки русского языка словарный запас, аргументация, риторические навыки, игровые элементы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гарсия Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 72 города Макеевки, ДНР
Аннотация: Статья подчеркивает важность развития речи на уроках русского языка, объясняя, как она способствует грамотному использованию языка, расширению словарного запаса и развитию аргументации. В статье описываются разнообразные методы и приемы развития речи, включая систематическую работу над словарным запасом, практику устной речи, письменные задания, аудирование и чтение аутентичных текстов, а также использование игровых элементов.
Ключевые слова: развитие речи, уроки русского языка словарный запас, аргументация, риторические навыки, игровые элементы.
Развитие речи является одной из важнейших задач на уроках русского языка. Оно имеет огромное значение не только для усвоения языковых навыков, но и для успешного общения в повседневной жизни.
Во-первых, развитие речи на уроках русского языка способствует грамотному использованию правил и структур языка. Ученики узнают правила орфографии, пунктуации, синтаксиса и овладевают ими с помощью различных языковых упражнений. Это позволяет избегать ошибок при написании и говорении, что важно не только на уроках, но и в будущей профессиональной деятельности.
Во-вторых, развитие речи на уроках русского языка способствует расширению словарного запаса учащихся. Уроки посвящены изучению новых слов, их значений и правил использования. Ученикам предлагается широкий спектр текстов различной тематики, что помогает расширить кругозор и познакомиться с разными областями знаний. Богатый словесный запас позволяет учащимся правильно и точно выражать свои мысли, а также успешно коммуницировать с окружающими.
В-третьих, развитие речи на уроках русского языка способствует развитию аргументации и риторических навыков учащихся. При изучении различных текстов учащиеся учатся анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать свои мысли. Они учатся строить логически связанные высказывания, использовать аргументы и приводить примеры для подтверждения своих утверждений. Развитие речи на уроках русского языка способствует формированию у учащихся навыков убеждения и умения выступать перед аудиторией.
Основные методы и приемы развития речи учащихся на уроках русского языка могут быть разнообразными и адаптированы в зависимости от возраста, уровня подготовки и индивидуальных потребностей каждого ученика. Ниже представлены некоторые из них.
Один из основных методов развития речи – это систематическая работа над расширением словарного запаса учащихся. Регулярное чтение художественной литературы, как классической, так и современной, помогает ученикам не только познакомиться с новыми словами и выразительной лексикой, но и развивает их чувство языка и способность анализировать текст. Кроме того, необходимо уделять внимание изучению различных словообразовательных процессов, что помогает сформировать у учащихся компетенцию в умении составлять слова по правилам.
Важным методом развития речи является практика устной речи, осуществляемая на уроках общения и дискуссий. Работа в парах, малых группах или всем классом по темам, связанным с реальными жизненными ситуациями, позволяет ученикам использовать новые слова и выражения в контексте. Для данного метода эффективно использовать ролевые игры, дебаты или презентации, что способствует активному участию каждого ученика и развитию коммуникативных навыков.
Письменная речь также занимает важное место в развитии языковой компетенции учащихся. На уроках русского языка необходимо давать задания, способствующие развитию навыков письма, таких как написание сочинений, писем, рецензий или анализов. При этом, важно не только обращать внимание на грамматическую правильность и структуру текста, но и на выразительное использование языка, образность и эмоциональность высказывания.
Для формирования речевой компетентности также полезно использование аудирования и чтения аутентичных текстов. Это помогает учащимся расширить свои знания о различных темах, научиться понимать информацию на слух и развить навыки чтения восприятия и понимания текста. Важно предлагать разнообразные задания, связанные с аудированием и чтением, которые активизируют учащихся и помогают им развивать критическое мышление.
Использование игровых элементов для развития речи на уроках русского языка также является эффективным методом, позволяющим активизировать учащихся, сделать урок более интересным и веселым, а также способствовать развитию и совершенствованию их устной и письменной речи.
Одним из игровых элементов, который часто используется на уроках русского языка, является игра в Что? Где? Когда?. Эта игра тренирует учащихся на логическое мышление, развивает их способность быстро находить нужную информацию и формулировать ответы. Преподаватель может задавать вопросы, связанные с разными темами из программы, а ученики должны будут найти правильные ответы и объяснить своими словами, почему именно такой ответ верный.
Не менее популярные игры на уроках русского языка – Ассоциации, Правда или вымысел, Загадки и др. В игре Ассоциации ученики должны быстро придумывать слова, связанные с заданным словом или темой. Такая игра помогает развивать ассоциативное мышление и активизировать словарный запас. В игре Правда или вымысел ученики должны отличать правду от вымысла в предложенных утверждениях, что развивает логическое мышление и способность анализировать информацию. В игре Загадки ученики тренируются в анализе, логике и развитии ассоциативного мышления.
Оценивание и коррекция развития речи на уроках русского языка является важной задачей для учителя. Оценка позволяет определить текущий уровень развития речи учащихся и выявить их прогресс. Для этого могут использоваться различные методы и инструменты: устные доклады, письменные работы, монологические высказывания, диалоги и т.д. При этом важно учитывать как вербальные, так и невербальные аспекты коммуникации, такие как жесты, мимика, интонация.
Коррекция развития речи на уроках русского языка направлена на исправление ошибок и улучшение навыков учащихся. Для этого можно использовать различные методики и приемы, такие как исправление ошибок в ходе устного высказывания, обсуждение конкретных грамматических и лексических моментов, повторение материала с учетом выявленных проблемных зон. Кроме того, важно обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ученика и корректировать программу обучения в зависимости от их потребностей.
Таким образом, развитие речи на уроках русского языка имеет огромное значение для учащихся. Это помогает им овладеть языковыми навыками, расширить словарный запас и развить риторические навыки. Развитая речь способствует успешной коммуникации и является основой для достижения успеха в учении и профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Анциферова Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 267-268.
2. Собянин Ф.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка // Начальная школа: плюс-минус. - 2006. - № 12. - С. 34.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×