Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС | Файзуллина Таскира Раильевна. Работа №344314

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Обобщение педагогического опыта по теме

      «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС»

 учителя русского языка и литературы

1.     Актуальность опыта.

 

В средней общеобразовательной школе работаю  давно. Могу с огорчением отметить, что интерес к чтению и книгам у детей снижается, они мало читают, а в старшей школе чаще всего тексты прочитываются в сокращении. Как результат, снижается грамотность, словарный запас бедный, обучающиеся не знают значения незнакомых им слов, отвечая на уроках, не могут правильно построить свой ответ, допускают в речи грамматические и речевые ошибки.

Многие выпускники не умеют ясно, точно, логично и красиво выразить свои мысли, построить собственное речевое высказывание, и школа должна «научить учиться». Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Конечно же, учебные предметы «Русский язык» и «Литература» занимают важное место в школьном обучении. Одна из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку – это интенсивное интеллектуальное и речевое развитие учащихся на всех ступенях. Необходимо развивать речь школьников, формировать языковую и коммуникативную компетенции, обогащать лексику и грамматический строй их речи, развивать умения и навыки общения как в знакомом, так и в незнакомом коллективе, обучать правильному построению и оформлению текстов.

Речевое развитие включает

·          владение речью как средством общения и культуры;

·          обогащение активного словаря;

·          развитие     связной,     грамматически     правильной     диалогической     и монологической речи;

·          развитие речевого творчества;

·          развитие звуковой  и   интонационной  культуры  речи,  фонематического слуха;

·          знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 

2.                     Описание опыта.

Содержание учебных предметов «Русский язык» и «Литература» при переходе на обучение по новым стандартам изменилось не сильно, но изменились цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация как на достижение

предметных результатов, так и на формирование личности и умения самим находить необходимые знания, т.е. на формирование умения учиться.

В своей практике на уроках я использую различные методы обучения:

·        словесные (для знакомства с теоретическими знаниями),

·        наглядные (иллюстрации, презентации, видео),

·        практические, формирующие навыки и умения, создающие творческую атмосферу в классе,

·        поисковые, служащие развитию самостоятельности, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.

Одним из ведущих является системно – деятельностный подход, когда на уроке ребята сами ставят цель, достигают её, решая поставленные проблемы, приобретают опыт, а в конце урока сами оценивают себя.

Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться - был обозначен ещё Л.Н.Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно

-     деятельностного подхода отражают и слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских.

На уроках необходимо развивать творческие способности, продуктивное мышление, прививать навыки проектной и исследовательской работы, формировать умение работать со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Необходимо показать школьникам важность самообразования, практическую направленность полученных на уроках знаний, понять роль и значимость языка и литературы в современной жизни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

« МОУ КУЗЯШЕВСКАЯ СШ»

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта по теме

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС»

учителя русского языка и литературы

 

Актуальность

опыта.

 

В средней общеобразовательной школе работаю давно. Могу с огорчением отметить, что интерес к чтению и книгам у детей снижается, они мало читают, а в старшей школе чаще всего тексты прочитываются в сокращении. Как результат, снижается грамотность, словарный запас бедный, обучающиеся не знают значения незнакомых им слов, отвечая на уроках, не могут правильно построить свой ответ, допускают в речи грамматические и речевые ошибки.

Многие выпускники не умеют ясно, точно, логично и красиво выразить свои мысли, построить собственное речевое высказывание, и школа должна «научить учиться». Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Конечно же, учебные предметы «Русский язык» и «Литература» занимают важное место в школьном обучении. Одна из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку – это интенсивное интеллектуальное и речевое развитие учащихся на всех ступенях. Необходимо развивать речь школьников, формировать языковую и коммуникативную компетенции, обогащать лексику и грамматический строй их речи, развивать умения и навыки общения как в знакомом, так и в незнакомом коллективе, обучать правильному построению и оформлению текстов.

Речевое развитие включает

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов различных

жанров детской литературы.

 

Описание

опыта.

Содержание учебных предметов «Русский язык» и «Литература» при переходе на обучение по новым стандартам изменилось не сильно, но изменились цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация как на достижение

 

предметных результатов, так и на формирование личности и умения самим находить необходимые знания, т.е. на формирование умения учиться.

В своей практике на уроках я использую различные методы обучения:

словесные

(для

знакомства

с

теоретическими

знаниями),

наглядные

(иллюстрации,

презентации,

видео),

практические,

формирующие

навыки

и

умения,

создающие

творческую

атмосферу

в

классе,

поисковые,

служащие

развитию

самостоятельности,

исследовательских

умений,

творческих способностей

учащихся.

Одним из ведущих является системно – деятельностный подход, когда на уроке ребята сами ставят цель, достигают её, решая поставленные проблемы, приобретают опыт, а в конце урока сами оценивают себя.

Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться - был обозначен ещё Л.Н.Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно

деятельностного

подхода отражают и слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы

дети,

по

возможности,

учились

самостоятельно,

а

учитель

руководил

этим

самостоятельным

процессом и

давал для

не

го

материал».

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских.

На уроках необходимо развивать творческие способности, продуктивное мышление, прививать навыки проектной и исследовательской работы, формировать умение работать со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Необходимо показать школьникам важность самообразования, практическую направленность полученных на уроках знаний, понять роль и значимость языка и литературы в современной жизни.

Человек в течение всей жизни улучшает свою речь, она совершенствуется на каждом жизненном этапе. Наиболее важным периодом в овладении речью является детский возраст. Подрастая, ребёнок узнаёт новые слова, знакомится с фразеологизмами, с образованием слов, с использованием различных синтаксических конструкций. Чтобы развивалась речь, формировались речевые умения и навыки, учащимся надо дать образцы речи, создать речевую среду. От

 

того, как говорят родители, родные и друзья, какую речь слышат дети в школе, по радио и телевидению, какие художественные книги читают, зависит богатство, разнообразие и правильность их собственной речи. В школе нужно совершенствовать речь учащихся, повышать её культуру и выразительность. Хорошо развитая речь должна быть содержательной, логичной, точной, выразительной, ясной и правильной. Такая речь помогает не только общаться, но и развиваться интеллектуально. От уровня речевых навыков и умений зависят школьные успехи детей, речь выступает как средство формирования личности, становится средством самоутверждения в коллективе.

Развитие речи – это вся та работа, которая проводится учителем, чтобы ученики овладели языковыми нормами, умели выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользоваться языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи.

В работе по развитию речи я выделяю такие направления:

Работа

над

словом,

словосочетанием

и

предложением.

Работа

над

образными

средствами

языка.

Работа

над

связной

речью.

 

Работа над словом, словосочетанием и предложением.

 

Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.

 

Можно выделить 3 направления работы со словами:

Обогащение словаря,

т.е.

знакомство со словами,

которые были раньше

неизвестны,

знакомство

с

новыми

значениями

слов.

 

Очень много новых незнакомых слов встречается в текстах произведений, дети с интересом узнают их значения, потом, выполняя домашнее задание, сами выписывают такие слова в тетрадь, а на уроке рассказывают о них классу.

 

 

Вечор

, ты помнишь, вьюга

злилась…

Покамест

в

утреннем

уборе,

Надев

широкий

боливар,


Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

 

Одного мешка такого, принесенного иногда километра за три (и весил он

пуда

два

), хватало

на

одну

протопку

. А

дней

в

зиме

двести. А

топить

надо:

утром

русскую,

вечером

«

голландку

».

 

— Да чего говорить обапол! — сердилась Матрена на кого-то невидимого.

Как ныне сбирается

вещий

Олег

О

тмстить

неразумным

хозарам

:

Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.

 

Уточнение словаря,

т.е.

углубление понимания

значения

уже

известных

слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов,

анализ

многозначности,

иносказательных

значений.

Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов

в речь каждого учащегося, введение сло

в в предложение, усвоение сочетаемости

слов с

другими

словами.

 

Например, при проведении словарно-орфографической работы я прошу детей вспомнить слова, которые начинаются на аква- , био- , анти- , гео- , библио-, теле- , авиа- , авто- , терма- , терра- , ультра- и др., заканчиваются на –тека, - графо.

 

Огромные возможности по обогащению словаря открываются при изучении тем «Лексика», «Этимология» в 6 классе. Учащиеся обращаясь к интернету, членам семьи, делают карточки с заимствованными, диалектными, устаревшими словами, с удивлением узнают, что, например, слова «капитан» и «капуста» являются «родственниками», появляется желание найти еще подобные слова, а знание, что элемент кон (кол, ком, кон) в значении «вместе» входит в состав слов, связанных по происхождению с латинским языком, поможет запомнить правильное написание слов конверт, концерт, консервы коллектив, коллекция, компот, команда, командир.

 

Можно предложить игры

«Кто

больше?»,

при

этом

взять

такие

начала

слов,

которые

встречаются

редко:

 

Нави – корабль (лат) Микрос – малый(греч.) Бол – мяч (англ)

«Найди

названия

животных»:

Акр- Брак-


Дресс – натаскивать (фр) Чары – волшебство (русск.)

Опас – охрана, защита(русск.)

 

Корт- Банка-

 

Колос- Норов- Бурсак-


Кордон- Мостик- Шнурок-

 

Ответы: рак, краб, крот, кабан, сокол, ворон, барсук, кондор, москит, коршун.

«Составь

слово»:

 

Кибку – кубик Лвосыо – волосы Таислв – листва Кытав – тыква


Набкло – балкон Фенотел – телефон Прокода – подарок Нокефат - конфета

 

 

На уроках могут быть использованы следующие виды работ со словосочетаниями, помогающие развивать речь учащихся:

Объяснение

значений

встречающихся

в

тексте

словосочетаний.

Составление

словосочетаний

с

новыми

словами,

встретившимися

в

тексте.

3.Составление словосочетаний в связи с грамматическим изучением новых слов –

имён

существительных,

прилагательных,

глаголов.

 

Например, можно спросить, как пишутся данные слова и почему: сп…ши, пол..скать, зап…вать, пос..деть, дож..вать, доп..вать, доб..вать, попросить найти общее слово к прилагательным:

 

Сахарный, речной, кварцевый –

Зрительный, читальный, концертный – Резиновая, боксёрская, спелая –


Смородиновое, яблочное, сладкое – Разделительный, дорожный, мягкий – Зелёный, спортивный, репчатый -

 

Эта работа не только помогает глубже раскрыть значение слов, но и готовит детей к их активному употреблению в речи, способствует творческому отношению к выполнению упражнения, вызывает интерес к предмету.

Основой развития связной речи учащихся является умение строить разнообразные типы предложений. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму слова. Обучение правильному построению предложений происходит при изучении темы

«Синтаксис», включающей специальные упражнения, цель которых – научить строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру.

 

Упражнения с предложениями делятся на три группы:

 

Упражнения

на

основе

образца.

Они

предполагают

усвоение

правильно

построенных

конструкций,

понимание

их

внутренних

связей,

обучение

 

построению подобных предложений. Отрабатывается интонация, выразительность речи.

Очень важно учить детей читать выразительно, делать смысловые паузы, логические ударения, произносить предложения в ускоренном или замедленном темпе. При изучении однородных членов предложения обращается внимание на интонацию перечисления, при изучении обращений – на произнесение их более высоким тоном.

 

Выделите голосом в вопросе одно слово так, чтобы он соответствовал ответу. Сегодня будет собрание? - Да, сегодня.

Да, собрание. Нет, не будет.

Отгадайте загадку, при прочтении выделите голосом однородные члены, сделайте паузы, запишите, подчеркните однородные члены:

Был я на копанце и на хлопанце, побывал на пожаре и на базаре. Молод был

– детей и взрослых кормил. Стар стал – пеленаться стал. (Глиняная посуда)

 

Конструктивные упражнения. Упражнения, предполагающие расширение

предложения

или

структурной

схемы

за

счет

определений,

дополнений,

обстоятельств.

Школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями по синтаксису, перестраивать предложения, расширять их или соединять два в одно. Такая работа развивает творчество и самостоятельность, упражнения могут выполняться в ходе подготовки к творческим работам, к пересказу, изложению, сочинению. Систематическое применение конструктивных упражнений обеспечивает синтаксическую правильность предложений и разнообразие форм речи школьников, развивает интерес к предмету, умение общаться.

 

Перестройте простые предложения в одно сложное.

Вода была мутной и грязной. Весь берег был усыпан листьями.

Утром шёл дождь. Трава была мокрая. Уже через час трава была сухая.

 

Творческие упражнения. Они не предполагают образец работы. Ученики

сами строят

предложения,

используя собственный опыт,

чувство языка.

Такое

умение свидетельствует

об

усвоении

синтаксических

норм,

сформированности

механизмов речи.

Основные виды творческих упражнений, используемых на

уроках русского

языка:

а) составление предложений, используя данные опорные слова;

 

б) продолжение данного предложения;

в) составление предложений по узкой теме, заданной учителем.

 

 

Составьте предложения с данными словами:

Озеро – медведь, лес – карандаш.

 

Продолжите данное предложение: В лесу наш отряд собирал травы, …

Солнечный зайчик пробежал по стенам, …


Составьте предложения по данной теме:

 

«Первый снег».

«Весна в лесу».

«Наступление утра».

«Лес после дождя».

 

 

Работа над образными средствами языка.

Особую стилистическую и изобразительно-выразительную функцию выполняют в речи тропы, т.е. слова в переносном значении, употреблённые для создания образа. Работа с ними вызывает интерес к предмету, к изучению литературных произведений. Изобразительные средства языка метки, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарный запас учащихся.

Например, эпитеты создают яркие, запоминающиеся картины, помогают понять красоту русской речи; запоминая их, ученики, например, при пересказе былин используют постоянные эпитеты в своей речи.

Сравнения дают возможность ярко, зримо представить какой-либо предмет. Употребление эпитетов и сравнений в сочинении помогает создать настроение, передать образное представление о предмете, точно описать картину, обогащает речь учащихся, делает её яркой и выразительной.

 

 

Подберите постоянные эпитеты: леса… тёмные, дремучие дворец… золотой

пески… жёлтые, сыпучие терем… высокий


камни…самоцветные солнце… ясное горница…светлая луга… зелёные

 

 

 

Придумайте эпитеты к словам:

солнце… доброе, ласковое, жгучее, злое

море… бурное, говорливое, пустынное


лес… хмурый, страшный, сердитый река… спокойная, мирная, весёлая ветер… вольный, легкокрылый,

колючий

 

Наша речь богата метафорами, мы говорим «дождь идёт», «дни бегут», «часы стоят». Метафора помогает увидеть новое в художественных произведениях, а потом и в жизни, быть внимательным к слову. Важно показать учащимся роль метафор в поэтическом языке, учить сначала находить метафоры в текстах, а потом употреблять их в собственной речи. Очень часто в поэтических текстах встречаются олицетворения. С их помощью явления природы и даже отвлечённые понятия изображаются как живые существа, наделяются их свойствами.

 

Найдите метафоры в загадках.

 

 

Красный петушок по жёрдочке бежит. Около прорубки сидят белые голубки.

В тесной избушке ткут холсты старушки.

Огонь. Зубы. Пчёлы. Овёс. Месяц.


Все поле в сережках стоит.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

 

 

Вся работа над тропами носит практический характер, способствует развитию мышления и речи. Делая выводы, можно назвать основные приёмы работы над изобразительными средствами языка:

 

Объяснение

значений

слов

и

оборотов

речи.

Специальные

упражнения

на

подбор

эпитетов,

сравнений,

метафор

и

олицетворений.

Словесное

рисование,

иллюстрирование.

Нахождение

тропов

в

тексте.

Использование

изобразительных

средств

пересказе

,

в

рассказе,

в

сочинении

или изложении.

 

В качестве итоговой работы можно проанализировать поэтический текст:

 

В темный лес дремучий заглянула осень. Сколько свежих шишек у зеленых сосен. Сколько алых ягод у лесной рябинки!

Выросли волнушки прямо на тропинке. И среди брусники, на зеленой кочке, Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне,


Закружил осинку в красном сарафане. И листок березы золотистой пчелкой Вьется и летает над колючей елкой.

А под ёлкой грузди замостили мостик… До свиданья, елка! Приезжай к нам в

гости!

Евгения Трутнева «До свиданья, лето!»

 

 

Работа над связной речью.

 

Для развития связной речи школьников можно использовать следующие упражнения:

Развёрнутые

ответы

на

вопросы,

например,

после

изучения

какой-либо

темы или в

беседе

с

учителем.

Устный

пересказ

прочитанного

.

Он

может

быть

подробным,

сжатым,

выборочным.

Устные

и

письменные

рассказы

учащихся

по

заданной

теме,

по

картине,

по

наблюдениям,

по

заданному

началу

или

концу.

Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

…………….(Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи. М.Пришвин.)

 

Словесное

рисование

по

иллюстрациям

к

произведениям,

по

репродукциям

картин

художников.

Редактирование

текстов,

в

которых

нужно

убрать

неоправданно

повторяющиеся

слова.

Выпал первый снег. Лес теперь был хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава чуть выглядывала из-под снега и была желтой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.

 

Рассказывание

текстов,

заученных

на

память.

7.Письменные

изложения

и

сочинения.

Минуты

поэзии.

Они помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе. На доске записывается четверостишие с пропусками, учащиеся восстанавливают тест.

Угадай словечко.

 

За окошком зимний сад.

Там листочки в почках … (спят). И листочки те во сне

Размечтались о … (весне).


Висит за окошком

Кулёк … (ледяной).

Он полон капели

И пахнет … (весной).

 

Прослушивание

аудиотекстов

.

Такая

работа

развивает

слуховую

память,

что

в

дальнейшем

поможет

ученикам

написать изложение

на экзамене.

Обсуждение

фрагментов

фильмов,

просмотренных

на

уроках

литературы.

11.Выступления

с

мультимедийными

презентациями.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает формирование умений и навыков связного изложения мыслей, работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы с текстами, таблицами, схемами, объявлениями, поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка важным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления информации.

В процессе работы по учебнику русского языка Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. развиваются навыки чтения, понимание текстов разных стилей, совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, развиваются умения обосновать свою позицию, оценить и отредактировать текст. Отдельной темой в 6 классе представлен раздел «Текст». Учащиеся знакомятся с текстом и его особенностями, с понятиями «тема и основная мысль текста», «заглавие»,

«ключевые слова». Даётся различие текстов по форме (устные и письменные), по виду речи ( монологические и диалогические), по типу и стилю речи.

Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.

Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы: работа с разными видами словарей, редактирование текста, написание поздравлений, сказки и отзыва о сочинении одноклассника, сочинение истории и рассказа по рисункам, продолжение телефонного разговора с использованием диалога, разыгрывание диалогов, рассказ о любимых книгах, описание природы по личным впечатлениям, рассказ о правилах вежливого поведения, экскурсия у памятника известному человеку. Так как

 

учащиеся должны уметь общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в дальнейшей жизни, то важными в процессе обучения являются такие виды работ: сообщение и устное высказывание на предложенную тему, написание письма товарищу или близкому человеку, публичное выступление, высказывание своего мнения.

Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

3.Результативность.

Считаю, что главный результат моей работы – это желание учеников высказать свою точку зрения о прочитанных произведениях, умение мыслить, доказывать, не бояться спорить, это чтение литературы вне программы, а ещё успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе, когда необходимо написать сжатое изложение и сочинение по данной теме.

В результате обучения в школе ученики должны осознавать красоту и ценность русского языка, уважительно к нему относиться, стремиться к речевому самосовершенствованию, иметь достаточный объём словарного запаса, усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, быть способными к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. А для достижения этих целей нужно заинтересовать учащихся, дать возможность творить, ставить и решать новые задачи, почувствовать себя сильным. Урок должен приносить радость и желание снова прийти в класс. И если ученик благодарит за урок и говорит, что ему было интересно и что он завтра придёт снова, то это и есть для меня самая большая награда.

 

Список литературы.

 

Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной)

культуры

в

процессе

обучения

русскому

языку.-

Русский

язык,

2006,

№3.

Бройде

М. Русский

язык

в

упражнениях

и

играх.

-

М.:

Бройде

, 2001.

Климина

И.А.

Применение

современных

технологий

на

уроках

русского

языка

и

литературы в

условиях

введения

ФГОС

[Электронный

ресурс].

http://

infourok.ru.

Ладыженская

Т.А. Модернизация образования и риторики.- Русская

словесность,

2005,

№3.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.:

Просвещение,

2005.

Львова

С.

И.

Язык

в

речевом

общении.-

М.:

Просвещение,

1992.

Никитина Е.И. Русская речь. П

особие по развитию связной речи. 5-7 классы.-

М.:

«Просвещение»,

2008.

Раман

Т.В.

Тематическое

и

поурочное

планирование

по

русскому

языку.

5

класс.- М.:

Экзамен,

2006.

Федеральный образовательный государственный стандарт общего

образования.

[Электронный ресурс].

http://standart.edu.ru

(приказ

Министерства

образования

и

науки

от

17.12.2010

№18

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×