Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи воспитанников на музыкальных занятиях. | Олина. Работа №330003

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие речи воспитанников на музыкальном занятии через дидактическую игру. 

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство и речь, имеют общее начало- звук.

Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

   Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.При подготовке занятия я ставлю перед собой задачи по развитию речи такие как:

1. Обогатить словарный запас детей, через игры например « овощи, фрукты», описание картинки, через анализ прослушанной музыки.

 2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Часто в песнях встречаются слова не понятного значения для детей. Мы их разбираем. Например «Катка», « Салазки», « Воз» и т.д.

Развивать диалогическую речь – связную речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).Примером приведу песенку, которую мы вчера пели на занятии. Например «кто же это? Дед Мороз». Либо дидактические материалы «Рассмотри картинку» Либо Раздаточный материал « Что изображено»

4.Прививать навыки рассказывания. Часто ставлю перед собой задачу научить детей рассказывать об изображенном на картинке, о смене погоды, о явлениях в природе, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

5. Во время игр-инсценировок ставлю задачу учить детей повторять фразы. 

Ознакомить с муз. произведениями , с композиторами. Мы прослушали « детский альбом Чайковского» , « Времена года» Антонио Вивальди, Прослушивание каждого произведения сопровождалось просмотром иллюстрации. Ребята с удовольствием описывают сюжетную картинку и делятся своими впечатлениями , чувствами услышанной музыки. Это занятие им очень нравится. Сейчас планирую сделать, наглядное пособие М.П. Мусоргского « Картинки с выставки»

Так же ставлю перед собой задачу Воспитать звуковую культуру речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п ― б ― т ― д ― к ― г;ф ― в; т ― с ― з ― ц. через распевки, попевки. Придумала «Приветственную попевку».

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.( Все это через пение, стихи) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).

Стараюсь подбирать соответствующий материал  речевой гимнастики

кот. соответствует темам по дням неделям. Что способствует тоже немаловажно развитию речи и к тому же закреплению материала проходимого в группе с логопедом и воспитателем.

6.Ставлю перед собой цель Обучение рассказыванию. Через вовлечение детей  в рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Ставлю цель Формировать  навыки вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

7. Ознакомление с художественной литературой. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжаю способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматриваю с детьми иллюстрации.

 

Занятия музыкой предполагает для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

 

Слайд 1

Развитие речи воспитанников на музыкальных занятиях.

Задачи по развитию речи, решаемые на муз. занятии.

Методы и приемы, используемые в ходе решения данных задач (С примерами).

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду.

Слайд 2

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство и речь, имеют общее начало- звук.

Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Слайд 3

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке и в речи, очень важны : тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Слайд 4

Как мы видим музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

НОД включает такие составляющие как:

Пение, песенное творчество, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, игровое и танцевальное творчество, театрализация.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи- это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Этот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Слайд 5

Общеизвестно, что пение развивает:

Речевое дыхание, голос формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию, координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение по слогам способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слайд 6

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольникаЭтот вид деятельности способствует:

формированию слухового внимания,

развитию эмоциональной отзывчивости;

развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Слайд 7

Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Слайд 8

Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Слайд 9

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.

Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детейРазвивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах : пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

Слайд 10

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.

Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.

При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

При подготовке занятия я ставлю перед собой задачи по развитию речи такие как:

1. Обогатить словарный запас детей, через игры например « овощи, фрукты», описание картинки, через анализ прослушанной музыки.


2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Часто в песнях встречаются слова не понятного значения для детей. Мы их разбираем. Например «Катка», « Салазки», « Воз» и т.д.

Развивать

диалогическ

ую

реч

ь

связн

ую

реч

ь

.

Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Примером приведу песенку, которую мы вчера пели

на занятии

. Например «кто же это? Дед Мороз». Либо дидактические материалы «Рассмотри картинку» Либо Раздаточный материал « Что изображено»

4.Прививать навыки рассказывания. Часто ставлю перед собой задачу научить детей рассказывать об изображенном на картинке, о смене погоды, о явлениях в природе, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

5. Во время игр-инсценировок ставлю задачу учить детей повторять фразы. 

Ознаком

ить

с муз. произведениями

,

с композиторами. Мы прослуш

али « детский альбом Чайковского» , « Времена года» Антонио Вивальди, Прослушивание каждого произведения сопровождалось просмотром иллюстрации. Ребята с удовольствием описывают сюжетную картинку и делятся своими впечатлениями , чувствами услышанной музыки.

Э

то занятие им очень нравится. Сейчас планирую сделать,

наглядное пособие М.П. Мусоргского « Картинки с выставки»

Так же ставлю перед собой задачу

Воспита

ть

звуков

ую

культур

у

речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п ― б ― т ― д ― к ― г;ф ― в; т ― с ― з ― ц. через распевки, попевки. Придумала «Приветственную попевку».

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.( Все это через пение, стихи) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).

Стараюсь подбирать соответствующий материал речевой гимнастики

кот. соответствует темам по дням неделям. Что способствует тоже немаловажно развитию речи и к тому же закреплению материала проходимого в группе с логопедом и воспитателем.

6.Ставлю перед собой цель Обучение рассказыванию. Через вовлечение детей  в рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Ставлю цель Формировать  навыки вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

7. Ознакомление с художественной литературой. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжаю способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматриваю с детьми иллюстрации.

Занятия музыкой предполагает для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

Спасибо за внимание!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×