Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие саморегуляции детей с ОВЗ в музыкальной деятельности | Кривенко Ирина Владимировна. Работа №309246

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     В данной статье представлена проблема развития саморегуляции детей дошкольного возраста, освещены некоторые особенности развития ребёнка с ОВЗ, приведены примеры игр и упражнений из опыта работы музыкального руководителя, способствующие становлению двигательной саморегуляции детей дошкольного возраста с ОВЗ. Становление саморегуляции – важное направление развития личности ребёнка дошкольного возраста, которое формируется в различных видах деятельности, в том числе, музыкально-ритмической игровой деятельности. 

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представление опыта работы на педагогическом совете

 

И.В.Кривенко, музыкальный руководитель

МБДОУ №72 «Дельфиненок» г. Железногорск

 

Саморегуляция личности (лат. – подчинение определённому правилу) – управление человеком своим собственным физическим и психическим состоянием и поступками (Безрукова В.С. Основы духовной культуры – 2000)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из важных задач развития детей дошкольного возраста определяет задачу развития саморегуляции детей.

 

Становление саморегуляции – важное направление развития личности ребёнка дошкольного возраста, которое формируется в различных видах деятельности, в том числе, музыкально-ритмической игровой деятельности.

 

Осуществляя музыкально-педагогическую деятельность с детьми ОВЗ, я убедилась, что этим детям характерны импульсивность действий, повышенная двигательная активность, сниженное внимание, низкий уровень самоконтроля - несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения. Особенностью развития детей с ОВЗ являются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, неуклюжесть, недостаточная координация движений рук и ног.

 

Именно поэтому, на музыкальных занятиях я использую специально подобранные и адаптированные для детей с ОВЗ музыкально-ритмические игры для развития саморегуляции детей с ОВЗ. В моей музыкальной педагогической копилке собраны музыкальные игры и упражнения, помогающие детям концентрировать внимание, контролировать движения, осознавать себя в границах своего тела и в пространстве, контролировать поведение.

 

Для поддержки навыка саморегуляции у детей ОВЗ, применяю такие приёмы, как непосредственный показ («Делай, как я!»), использование подсказок, предваряющих действия детей: вербальные и невербальные сигналы, постепенное уменьшение помощи взрослого, соотнесение характера движений характеру музыки, сюрпризность и эмоциональность.

 

Приведу примеры некоторых музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию двигательной саморегуляции.

 

Игра «Слышу – двигаюсь»

 

Музыкальный руководитель исполняет разнохарактерную музыку с чёткой ритмической организацией (марш, полька, вальс), дети с воспитателем начинают движение под музыку, передавая характер и темп музыки. Алгоритм исполнения - от очень медленного темпа к среднему, быстрому, очень быстрому и в обратном порядке, от очень быстрого постепенно к очень медленному. Тренировка функции возбуждения - торможения.

Вариант - использование фонограммы, где музыкальные фрагменты одного произведения записаны в разном темпе – от медленного к быстрому и обратно к медленному.

Почувствовав успех, получив удовольствие от движения, соответствующего музыке, ребёнок, через некоторое время пытается «более произвольно регулировать собственные действия», начиная прислушиваться и действуя сообразно речевой инструкции.

 

Игра «Иду – бегу – стоп!» (по модели А.Логачевской)

 

Помимо обогащения глагольного словаря, развития произвольности внимания, развивает слухо-речевую память, точность движений, чувство ритма. Пауза, как возможность передышки.

Дети идут за водящим (вначале педагог, затем эту роль берёт на себя ребёнок), пропевают текст:

И-ду, и-ду, и-ду, и-ду, стоп!

И-ду, и-ду, и-ду, и-ду, стоп!

Бегу, бегу, бегу, бегу, бегу, бегу, бегу, бегу стоп!

Опора на проговаривание, шаг на каждое слово, бег на каждое слово. Формируется самоосознание, контроль движений.

Вариант 1

В руках у детей шумовые музыкальные инструменты (бубен, бубенцы, шейкер-яйцо и т.п). Тренируется чувство метра, речедвигательные координации.

Вариант 2

Дети идут по кругу, держась за руки. Дополнительно тренируется умение ходить по кругу друг за другом.

 

Игра «Цветные шляпы» (модель Дж.Бин, А.Оулдфилд)

 

Игра формирует контроль за движениями, развитие выдержки и способности прогнозировать события.

Каждый ребёнок выбирает себе цветной платочек, кладёт себе на голову и начинает петь песню. Задание при этом - до конца песни не уронить платочек с головы.

У нас шляпы, шляпы всех цветов,

Раз, два, три - стряхни! (роняют платочек на слово «Стряхни!»)

Вариант (усложнение) - петь и при этом раскачиваться, удерживая платок на голове.

 

Используемая литература:

Бин Дж, Оулдфилд А.

«

Волшебная дудочка. 78 развивающих игр

» -

Москва «Теревинф», 2000

1

Деркунская

В.А.

«ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка» - Справочник музыкального руководителя №2 февраль 2014

Интернет ресурсы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×