Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие самостоятельности детей раннего возраста» | Владимирова Татьяна Владимировна. Работа №302505

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Интерес к изучаемой  проблеме обусловливается в настоящее время задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

 

 

 

«Развитие самостоятельности детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель МАОУ СОШ №5

Владимирова Татьяна

Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старая Русса

Опыт работы «Развитие самостоятельности детей раннего возраста».

 

 

«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен»

(М. Монтессори.)

 

 

«Если вы умеете передать радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – радость преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастья самостоятельности».

(Я. Корчак.)

Актуальность темы. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Интерес к изучаемой проблеме обусловливается в настоящее время задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).

Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать гипотезу, цель и задачи :

Гипотеза: формирование самостоятельности у детей раннего возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:

- родители осознают значимость развития начал самостоятельности у детей раннего возраста;

-будут определены критерии и уровни сформированности самостоятельности детей раннего возраста.

- реализуются педагогические условия: использование модели взаимодействия педагогов и родителей по развитию самостоятельности детей раннего возраста.

Цель работы: разработать и апробировать модель взаимодействия с родителями по развитию самостоятельности детей раннего возраста.

Исходя, из цели поставлены, следующие задачи:

Изучить теоретический материал в работах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования самостоятельности.

Подобрать методы, формы работы по развитию самостоятельности у малышей.

Подобрать формы повышения родительской компетентности по вопросу развития самостоятельности

.

Про

вести анализ уровня развития

самостоятельн

ости детей раннего

возраста.

Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у детей 2-3 года жизни.

Предмет исследования:  условия формирования самостоятельности у малышей.

Практическая значимость данной работы может отражаться в виде консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.

Структура работы: 

Актуальность темы.

Теоретические основы развития самостоятельности

Развитие самостоятельности

детей раннего возраста через самообслуживание.

Организация работы с родителями по развитию самостоятельности детей раннего возраста.

 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет: 1) умение реагировать на критику, умение её принимать; 2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за свои действия. Ответственность невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой ответственности является свобода выбора. 3) дисциплина. Она имеет два плана – внешний и внутренний. Внешняя дисциплина характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно этот вид дисциплины характерен для самостоятельности.

Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

Академик И.С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

К.П. Кузовкова, исследуя труды венгерского учёного И. Молнар, указывает, что, по мнению автора, самостоятельность - это интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли.

По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы "переноса" и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества.

В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности.

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов ,педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т. е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности.
Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень :когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

 

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

через самообслуживание.

 

Воспитание самостоятельности у ребёнка раннего возраста тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильной педагогической поддержки.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

 

 

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

 

Цель

Методы

I группа методов

Обеспечить накопление у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т. д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одеванию, умыванию сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).(Приложение «Дидактические игры»)

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.(Приложение «Потешки при формировании кгн)

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию использую занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешек.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.

В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Повседневные упражнения позволяют научить детей есть быстрее, опрятнее.

Готовясь к завтраку или к обеду, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к ребёнку, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

В процессе целенаправленной работы используется весь арсенал методов формирования навыков самообслуживания детей .Опыт работы показал, что при систематическом, целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становления самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. Затем, при переходе в группы дошкольного звена, меньше испытывают трудностей при адаптации, а также быстрее осваивают любую другую деятельность, так как у них уже заложены основы самостоятельнос

С целью повышения качества образовательного процесса по воспитанию у детей самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания провожу мониторинг уровней овладения навыками и умениями.

Анализ данных мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста показывает стабильную положительную динамику. Так, в сентябре 2013 года, дети, придя в группу раннего возраста, не имели навыков по самообслуживанию (практически у 100% детей не было сформировано ни одно умение по самообслуживанию). На протяжении всего 2013 -2014 учебного года велась большая работа по формированию навыков умывания, одевания, приёма пищи и пр. В мае 2014 года уже были заметны результаты: 12 детей( 80 % ) уже могли обслуживать себя самостоятельно. В сентябре 2014 г. вновь поступившие дети также не владели навыками самообслуживания, не проявляли самостоятельность. В мае 2015 г. в результате мониторинга была выявлена положительная динамика в развитии самостоятельности детей группы 17 детей( 85 % )стабильно проявляли навыки самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у малышей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

 

 

 

 

 

 

Организация работы с родителями по развитию самостоятельности детей раннего возраста.

 

Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребёнка. Это связано со спецификой семейного воспитания.

Во — первых, как отмечают психологи и педагоги, это эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах.

Во — вторых, воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребёнка.

В — третьих, именно семья рождает у ребёнка чувство защищённости, любви, принятия.

В — четвёртых, в семье действуют психологические механизмы самореализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребёнка.

Развитие личности ребёнка происходит под влиянием разных факторов, в том числе семьи и детского сада. В связи с этим необходимо взаимодействие между родителями и педагогами.

Более активную позицию в вопросах взаимодействия должен занимать педагог, так как это одна из его профессиональных обязанностей. Работа педагога с родителями организуется по двум направлениям:

изучение особенностей семьи, воспитания ребёнка в её условиях и установления контактов с семьёй.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Педагогическая компетентность родителей определяется, как способность сделать ребёнка счастливым, видеть перспективы его развития в тех условиях, в которых семья живёт в данный момент.

Педагог должен знать специфику семейного воспитания, определённые стили воспитания и их влияние на личность ребёнка. Это позволит ему согласовывать свои воспитательные воздействия с действиями родителей.

Изучать особенности воспитания ребёнка в семье очень сложно, так, как семья — относительно закрытое общество.

Изучая семью, использую такие методы, как наблюдение, анкетирование, беседа. В повседневной практике эти методы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Важно, чтобы наблюдение предваряло беседу. Наблюдение способствует выявлению типичных взаимоотношений между взрослым и ребёнком ( характер общения, взаимодействия ). Оно помогает найти способы общения воспитателя с родителями малышей.

При общении с родителями воспитанников соблюдаю определенные правила, а именно:

- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями малыша должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Фиксирую следующую информацию о семье воспитанника:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей воспитанников позволяет ближе познакомиться с самим малышом, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи использовала различные методы психолого-педагогической диагностики:

традиционные (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение, домашние визиты);

нетрадиционные (дневник «Моя семья», «Почту доверия»

, тренинг, деловую игру

).

Анализ посещаемости различных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении с использованием новых форм, показывает тенденцию увеличения активности семьи в жизни дошкольного учреждения. А также необходимость использования такой модели взаимодействия с семьями воспитанников, которая бы несла в себе разностороннюю помощь родителям в воспитании детей, в налаживании именно партнёрских отношений, и при этом включающая в себя индивидуальные и активные формы просвещения, отвечая запросам родителей. Такой моделью является клуб для родителей «Мы шагаем вместе».

Работа клуба осуществляется на базе дошкольного учреждения, его целью является организация психолого-педагогического сопровождения семей детей раннего возраста как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса ,развития самостоятельности малышей.

Планирование деятельности психолого-педагогического сопровождения семей идет по результатам диагностик педагогов и запросов родителей. Для создания оптимальных условий ,обеспечивающих эффективность и качество внедрения форм и методов повышения психолого-педагогической культуры родителей, разработаны перспективные планы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей.(Приложение . План работы клуба «Мы шагаем вместе»).

Формы организации работы клуба «Мы шагаем вместе» следующие: консультационный пункт, «Почта Доверия», Дни семьи, конкурсы, деловые игры, мастер-классы и т. д.(Приложения )

Построение такой системы психолого-педагогического сопровождения семей в образовательном учреждении позволяет не только решать проблемы развития и обучения семей, но и повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого — интересы ребенка как формирующейся личности.

В основе общения с родителями находиться сотрудничество. На это обращают внимание и педагоги и психологи ( Л. В. Загиг, Т. А. Маркова, В. К. Котырло, И. А. Карпенко, Я. И. Ковальчук и другие ).

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в вопросе воспитания личности ребёнка основывается на знании педагогом и родителем:

- закономерностей развития ребёнка;

- особенностей его воспитания в условиях семьи и дошкольного учреждения;

-роли общения и взаимодействия.

Миссией ДОУ является включение родителей в учебно — воспитательный процесс, как равноправных и равно ответственных партнёров.

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно, поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания в группе раннего возраста признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Целью взаимодействия ДОУ с семьёй считаю эффективное содействие развитию личности ребенка, формирование его индивидуальности, способности к самостоятельной реализации своих возможностей. Сотрудничество между ДОУ и семьёй организую на основе доброжелательно-деловых контактов, доверительных отношений.

Считаю, что модель организации совместной работы ДОУ с семьёй по развитию самостоятельности у детей раннего возраста выполняет следующие функции: - развивающую:

- интегрирующую;

- регулирующую.

Развивающая функция направлена на стимулирование положительных изменений личности ребёнка, поддержку его самовыражения, на развитие способностей детей. Совместно с родителями веду наблюдения за детьми, результаты наблюдений фиксирую в диагностических картах, делаем анализ, планируем индивидуальные маршруты развития. Организую образовательную деятельность детей в малых подгруппах, используя различные центры активности.

Сбор и оценка данных о ребёнке в своей основе целенаправленны. Предметом наблюдения и оценки является то, что имеет прямое отношение к реализации программы и ориентирует воспитателя в его повседневной педагогической деятельности.

Сбор и оценка данных носят текущий ( непрерывный ) характер, а не производится по типу обследований — время от времени.

Данные систематически документируются и анализируются.

Наблюдение за поведением детей проводится в ситуациях преимущественно открытого типа, где интересы и установки ребёнка раскрываются с наибольшей полнотой.

Основу оценки составляет наблюдение за ребёнком в разных условиях ( в том числе в ситуациях различного рода поддержки ), это позволяет лучше узнать подлинные возможности ребёнка, зону его ближайшего развития, а заодно и те факторы, которые влияют на его продвижение.

Оценка ребёнка является всесторонней и даёт объёмную картину уровня развития и жизнедеятельности ребёнка.

Интегрирующая функция соединила в одно целое разрозненные и несогласованные воздействия, ставя единой задачей - развитие самостоятельности детей ,педагоги ДОУ и семья стремятся скоординировать формы и методы работы с детьми.

Регулирующая функция — связана с упорядочиванием и координацией педагогических процессов и их влиянием на формирование личности.

 

Итак, модель взаимодействия с родителями детей 2-3 года жизни по развитию самостоятельности включает несколько этапов:

Ознакомительный этап.

Цель: налаживание контактов с семьями воспитанников

(социологический опрос, анкетирование, наблюдения, беседы – изучение семьи.)

2.Интегративный этап.

Цель: формирования активной педагогической позиции родителей

(вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями), объединение усилий педагогов и родителей в вопросах развития самостоятельности детей группы.

А)овышение родительской компетентности через различные формы работы:

Круглый стол;

Деловая игра;

Презентации;

Видеофильмы;

Мастер-классы;

Общение на сайте группы.

Клуб для родителей «Мы шагаем вместе».

 

Б) Включение родителей в работу ДОУ- создание условий для развития самостоятельности:

- участие родителей в образовательном процессе (оформление газет, альбомов, проведение праздников, тематических конкурсов);

-участие родителей в режимных моментах;

- участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы).

3.Рефлексивный этап. Цель: проанализировать результативность совместных действий по развитию самостоятельности детей 2-3 года жизни.

4. Перспективный этап. Цель: наметить дальнейшие пути взаимодействия педагогов и родителей по развитию самостоятельности малышей.

 

Критерием эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников стало:

рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей:

2013-2014 уч. г. –50%.

2014 -2015 уч. г. – 96 %.

- появление у родителей осознанного отношения к вопросам воспитания и развития малышей; использование родителями педагогической литературы, их участие в конкурсах, праздниках, субботниках:

2013 -2014 уч. г. -53 %.

2014 -2015 г. – 96%.

Эффективность совместной работы по развитию самостоятельности детей группы подтверждает динамика развития начальных ключевых компетентностей.( таблица )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Нечаева Г. В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1983

2. Теленчи В. Н. Гигиенические основы воспитания. – М.: Просвещение, 1987

3. Смирнова Е. Т. Гигиенические условия воспитания детей в ДОУ. – М.: Просвещение, 1980

4. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2006

5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагоговвт. коллектив под рук. Н. В.Федина. – М.: Просвещение, 2011

6. Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение, 1983

7.Ильчук Н. П., Гербова В. В., Елисеева Л. Н. Хрестоматия для дошкольников. – М.: АСТ, 1996

8. Луговая Л. Этот удивительный ранний возраст // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С.70

9. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. №7. С.67

10. О.Ф. Борисова «Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника» , Детский сад от А до Я, 2008 г. № 1, стр. 124-132.

11. Т. Волженина «Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов», Ж.»Виноград», 2010 г., №37, стр. 20-23.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×