Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики | Максарова Елена Николаевна. Работа №345266

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития самостоятельности у младших школьников на уроках математики. Рассматриваются основные методы и приёмы, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы у детей, а также роль учителя в этом процессе. Описаны эффективные методики, которые помогают ученикам развивать критическое мышление и уверенность в своих математических способностях. Даны рекомендации по созданию условий, поддерживающих активную самостоятельную деятельность школьников в учебном процессе.

Ключевые слова: самостоятельность, младшие школьники, математика, критическое мышление, активное обучение, учитель, методы обучения.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Максарова Елена Николаевна,

учитель ГБОУ школа №584

"Озерки" г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития самостоятельности у младших школьников на уроках математики. Рассматриваются основные методы и приёмы, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы у детей, а также роль учителя в этом процессе. Описаны эффективные методики, которые помогают ученикам развивать критическое мышление и уверенность в своих математических способностях. Даны рекомендации по созданию условий, поддерживающих активную самостоятельную деятельность школьников в учебном процессе.

Ключевые слова: самостоятельность, младшие школьники, математика, критическое мышление, активное обучение, учитель, методы обучения.

 

Самостоятельность является важной характеристикой личности, которая формируется у ребенка с самого раннего возраста и развивается в процессе обучения. В младшем школьном возрасте становление самостоятельности особенно актуально, так как в этот период дети начинают осваивать основы академических знаний, в том числе математики. Самостоятельность способствует развитию ответственности, уверенности в собственных силах и помогает ученикам эффективнее справляться с учебными заданиями.

На уроках математики развитие самостоятельности особенно важно, так как математическое мышление требует умения анализировать, решать задачи и искать нестандартные решения. Учитель должен не только передавать знания, но и помогать ученикам развивать навыки самостоятельной работы, критическое мышление и способность учиться на собственных ошибках.

Самостоятельность в обучении подразумевает способность ученика выполнять задания без посторонней помощи, самостоятельно находить информацию, анализировать её и делать выводы. На уроках математики самостоятельность проявляется в умении:

самостоятельно решать задачи;

анализировать и исправлять свои ошибки;

использовать ранее усвоенные знания для решения новых задач.

Самостоятельность играет ключевую роль в формировании личности, так как позволяет ученику не только усваивать учебный материал, но и развивать критическое мышление, уверенность в себе и способность преодолевать трудности.

Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках математики зависит от множества факторов:

1. Мотивация. Важную роль играет мотивация ученика, его желание учиться и интерес к предмету. Если ребёнок заинтересован в изучении математики, то он будет более активно работать самостоятельно.

2. Поддержка со стороны учителя. Учитель должен создавать условия, в которых ученик будет чувствовать уверенность в своих силах, и поощрять попытки решать задачи самостоятельно, даже если они сопровождаются ошибками.

3. Постановка реальных задач. Ученики более активно работают самостоятельно, если задания связаны с практическими ситуациями, требующими применения математических знаний.

4. Методы и приёмы для развития самостоятельности на уроках математики

В педагогической практике существуют различные методы и приёмы, которые помогают учителям развивать у детей навыки самостоятельной работы:

- Проблемное обучение. Метод, при котором ученикам предлагаются задачи, не имеющие очевидных решений. Это стимулирует их самостоятельно искать ответы, использовать ранее приобретённые знания и развивать логическое мышление.

- Дифференцированные задания. Учитель может предложить детям задания разного уровня сложности, что позволяет каждому ученику работать в своём темпе и самостоятельно выбирать, какие задачи решать.

- Метод проектов. Включение учеников в проектную деятельность, где они могут самостоятельно выбирать способы решения задач и анализировать результаты, способствует развитию их самостоятельности и ответственности.

- Индивидуальные карточки-задания. Карточки с заданиями позволяют каждому ученику выполнять работу в своём темпе, не зависеть от общей работы класса и учителя.

- Работа в парах и малых группах. В процессе работы с другими учениками школьники учатся самостоятельно принимать решения и распределять задачи, что способствует развитию самостоятельного мышления.

Учитель играет важную роль в создании условий для развития самостоятельности младших школьников. Учитель должен поддерживать инициативу детей, не решать задачи за них, а давать им возможность самостоятельно искать решения. Учителю следует предоставлять ученикам задания, которые требуют от них самостоятельного анализа и поиска решений. Разные ученики обладают разным уровнем готовности к самостоятельной работе, поэтому учителю важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитель должен поощрять учеников за каждый самостоятельный успех, даже если результат не идеален, чтобы они чувствовали уверенность в своих силах.

Для того чтобы способствовать развитию самостоятельности у младших школьников на уроках математики, учителям рекомендуется:

Чаще использовать проблемное обучение и задавать задачи с открытыми решениями.

Включать в уроки задания различного уровня сложности, что позволяет каждому ученику работать на своём уровне.

Создавать условия для групповой и парной работы, где дети могут учиться принимать решения самостоятельно.

Развивать у детей уверенность в своих силах через положительное подкрепление их достижений.

В заключение следует отметить, что развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики является важной задачей современного образования. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя ученикам возможности для самостоятельной работы, поддержки и развития уверенности в своих силах. Использование разнообразных методов и приёмов, таких как проблемное обучение, дифференцированные задания и работа в парах, помогает школьникам развивать навыки самостоятельного мышления, что в дальнейшем способствует успешному усвоению учебного материала и общему личностному росту.

 

Список литературы

 

Васильева, Н. П. (2022). Активные методы обучения на уроках математики. —

СПб.:

Педагогика.

Никитина, В. А. (2021). Индивидуальный подход в обучении младших школьников. — М.: Лаборатория знаний.

Соколова, Л. Г. (2019). Развитие критического мышления и самостоятельности у младших школьников. — М.: Академкнига.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×