Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью на уроках сельскохозяйственного труда через современные технологии обучения | Трегубова Ирина Яковлевна. Работа №354815

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы использования современных технологий обучения для развития самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью на уроках сельскохозяйственного труда. Описаны особенности работы с данной категорией учащихся, принципы организации учебного процесса и роль современных технологий в формировании практических навыков и умений. Представлены примеры эффективных методик, направленных на повышение самостоятельности и адаптацию учащихся к жизни и трудовой деятельности. 

Ключевые слова: умственная отсталость, самостоятельность, сельскохозяйственный труд, современные технологии обучения, адаптивное образование, практические навыки

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Трегубова Ирина Яковлевна, учитель

МБОУ "Зарубинская общеобразовательная

школа-интернат психолого-педагогической поддержки"

Кемеровская область

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы использования современных технологий обучения для развития самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью на уроках сельскохозяйственного труда. Описаны особенности работы с данной категорией учащихся, принципы организации учебного процесса и роль современных технологий в формировании практических навыков и умений. Представлены примеры эффективных методик, направленных на повышение самостоятельности и адаптацию учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Ключевые слова: умственная отсталость, самостоятельность, сельскохозяйственный труд, современные технологии обучения, адаптивное образование, практические навыки.

 

Актуальной задачей современной системы образования является обеспечение доступности качественного обучения для всех категорий учащихся, включая детей с умственной отсталостью. Для данной группы детей особенно важно формирование практических умений и навыков, которые помогут им адаптироваться к жизни и успешно выполнять трудовые функции в будущем.

 

Сельскохозяйственный труд является одним из ключевых направлений обучения для учащихся с умственной отсталостью, так как он способствует развитию моторики, когнитивных навыков и самостоятельности. Однако для повышения эффективности обучения необходимо внедрение современных технологий, которые помогут сделать образовательный процесс более доступным, наглядным и результативным.

Дети с умственной отсталостью характеризуются замедленным темпом восприятия информации, ограниченным объемом памяти и трудностями в концентрации внимания. Поэтому образовательный процесс должен строиться с учетом следующих принципов:

- Наглядность и практическая направленность обучения.

- Пошаговое объяснение и повторение действий.

- Индивидуальный подход и адаптация заданий к возможностям учащихся.

- Постоянная обратная связь и поддержка.

На уроках сельскохозяйственного труда основное внимание уделяется формированию самостоятельности, что достигается через выполнение простых практических задач, требующих последовательного выполнения действий и применения полученных знаний на практике.

Использование мультимедийных средств, таких как обучающие видеоролики, презентации и анимации, помогает сделать процесс обучения наглядным и доступным.

- Пример: Демонстрация видеороликов о правильной посадке овощей, уходе за растениями или использовании инструментов.

- Результат: Ученики лучше усваивают последовательность действий и получают наглядные примеры выполнения задач.

Современные обучающие программы и приложения позволяют разрабатывать пошаговые инструкции для выполнения практических задач.

- Примеры: Интерактивные задания на планшетах с визуальными подсказками по этапам ухода за растениями, такие как полив, рыхление или прополка.

- Результат: Учащиеся могут следовать инструкциям в своем темпе, постепенно развивая самостоятельность и уверенность в выполнении задач.

Для учащихся с нарушениями мелкой моторики или координации движений важно использование адаптированных инструментов и оборудования.

- Пример: Легкие лопаты и грабли с удобными ручками, специальные лейки с дозаторами воды.

- Результат: Снижается физическая нагрузка на учащихся, что способствует успешному выполнению работы.

Учитель может использовать технологии для пошагового наблюдения и оценки работы учащихся.

- Пример: Цифровые фотоотчеты учащихся на каждом этапе выполнения задания (например, фото посаженного растения).

- Результат: Формируется ответственность за выполненную работу, а обратная связь помогает улучшить навыки.

Развитие самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью требует регулярной практики и последовательного усложнения заданий. Примеры практических работ на уроках сельскохозяйственного труда с применением современных технологий:

- Задание "Посадка и уход за растениями":

- Учащиеся получают наглядные инструкции с пошаговыми изображениями или видеоматериалами.

- Использование адаптированных инструментов облегчает выполнение работы.

- Технологии обратной связи (фото или видео выполненного задания) позволяют ученику проанализировать свои действия.

- Задание "Сбор урожая и его подготовка":

- Ученики следуют визуальным подсказкам и инструкциям по сбору овощей и их очистке.

- Наглядные схемы помогают детям контролировать выполнение всех этапов.

Результаты таких заданий:

- Повышение уверенности в собственных силах.

- Развитие ответственности и трудовых навыков.

- Формирование навыков планирования и самоорганизации.

Учитель играет ключевую роль в организации процесса обучения и внедрения современных технологий. Для успешного развития самостоятельности у учащихся рекомендуется:

1. Использовать наглядные и пошаговые инструкции.

2. Интегрировать цифровые технологии для демонстрации и контроля выполнения заданий.

3. Создавать условия для практического выполнения задач с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

4. Поощрять самостоятельность и успехи учащихся через положительную обратную связь.

В заключение отметим, что современные технологии обучения позволяют значительно повысить эффективность уроков сельскохозяйственного труда для учащихся с умственной отсталостью. Наглядные и цифровые средства обучения помогают детям лучше усваивать материал, а практическая деятельность способствует развитию самостоятельности и уверенности в своих силах. Использование современных технологий в сочетании с индивидуальным подходом учителя формирует у учащихся важные трудовые навыки, необходимые для их дальнейшей социальной адаптации и жизни.

Список литературы

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. —

Текст :

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, май 2015 г.). —

Казань :

Бук, 2015. — С. 161-164. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/

Вилкова И. А. Современные образовательные технологии в обучении студентов учреждений среднего профессионального образования // Царскосельские чтения.

2016. №XX. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-obuchenii-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Инклюзивное профессиональное образование: сборник материалов Всероссийского совещания / под ред. Т. Ю. Макаровой. — Москва: Изд. Национальный институт инноваций, - 2018.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X