Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие самостоятельной деятельности у детей на уроках | Охотин Юрий Юрьевич. Работа №346315

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках. Особое внимание уделяется значению самостоятельной деятельности для формирования ключевых компетенций учащихся, таких как ответственность, организованность и способность к самообразованию. Раскрываются педагогические условия и приемы, которые способствуют успешному развитию у детей самостоятельности в учебной деятельности. Описаны методы и формы организации самостоятельной работы, а также их влияние на учебную мотивацию и результаты обучения. В статье приводятся практические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на эффективное использование самостоятельной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, младший школьник, начальные классы, учебная мотивация, педагогические условия, компетенции.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ

 

Охотин Юрий Юрьевич, учитель МОУ "Звениговская СОШ 1", Республика Марий Эл

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках. Особое внимание уделяется значению самостоятельной деятельности для формирования ключевых компетенций учащихся, таких как ответственность, организованность и способность к самообразованию. Раскрываются педагогические условия и приемы, которые способствуют успешному развитию у детей самостоятельности в учебной деятельности. Описаны методы и формы организации самостоятельной работы, а также их влияние на учебную мотивацию и результаты обучения. В статье приводятся практические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на эффективное использование самостоятельной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, младший школьник, начальные классы, учебная мотивация, педагогические условия, компетенции.

 

Развитие самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста является одной из ключевых задач современного образования. В условиях информационного общества умение самостоятельно решать задачи, анализировать информацию и вырабатывать стратегии становится необходимым условием успешной учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Начальные классы — это тот период, когда у детей формируются базовые учебные навыки, и развитие самостоятельности играет важную роль в этом процессе.

Самостоятельная деятельность предполагает умение ученика планировать, организовывать и контролировать свои действия, что в дальнейшем способствует успешному обучению на всех этапах школьного образования. Однако многие учителя сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации учащихся к самостоятельной работе, а также с трудностями в организации этой работы на уроках. В статье будут рассмотрены основные подходы к развитию самостоятельности у младших школьников, а также предложены методы и приемы, которые помогут учителям эффективно организовать самостоятельную работу на уроках.

Самостоятельная деятельность школьника является важным элементом процесса обучения. Это не только способ закрепления знаний, но и мощный фактор, способствующий развитию личности ребёнка. Основные аспекты, которые развиваются при организации самостоятельной деятельности, включают:

1. Ответственность. Умение самостоятельно выполнять задания требует от ребёнка осознанного отношения к учебной деятельности. Формируется чувство ответственности за результат, что является важным для дальнейшего образования.

2. Организованность. Самостоятельное выполнение заданий требует от ученика умения планировать свои действия, распределять время и ресурсы. Эти навыки являются важными составляющими успешной учебной деятельности.

3. Развитие мышления. Самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности, развивает аналитическое и критическое мышление. Учащиеся учатся ставить перед собой цели, искать пути их достижения, анализировать полученные результаты.

4. Мотивация к учёбе. Самостоятельная деятельность, если она организована грамотно, повышает интерес к обучению, формирует внутреннюю мотивацию к познанию. Ученики начинают ощущать ценность своих усилий и результатов работы.

Для успешного развития самостоятельной деятельности у младших школьников необходимо создать определенные педагогические условия. Основные из них включают:

1. Систематичность и планомерность. Самостоятельная работа должна быть не эпизодической, а постоянной частью учебного процесса. Регулярность выполнения таких заданий помогает ученикам привыкнуть к самостоятельной деятельности и развивать навыки её выполнения.

2. Постепенное увеличение сложности заданий. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Самостоятельные задания должны быть постепенно усложняющимися, что позволит детям накапливать опыт и уверенность в своих силах.

3. Доступность инструкций и постановка чётких целей. Учащиеся начальных классов нуждаются в четких и понятных инструкциях. Задания должны быть ясно сформулированы, а цели обозначены, чтобы дети понимали, что от них требуется. Это поможет избежать растерянности и повысит эффективность самостоятельной работы.

4. Создание условий для самооценки и самоконтроля. Для успешного выполнения самостоятельных заданий необходимо, чтобы дети могли самостоятельно оценивать свои результаты и следить за ходом работы. Учитель может предложить специальные критерии для оценки или дать возможность учащимся анализировать свои ошибки.

5. Мотивационная поддержка со стороны учителя. Учитель должен поощрять инициативу учащихся, отмечать их успехи и поддерживать при возникновении трудностей. Позитивная оценка самостоятельных достижений способствует повышению уверенности ребёнка в своих силах.

В практике обучения младших школьников существует множество форм организации самостоятельной деятельности. Важно варьировать их в зависимости от цели урока и уровня подготовки учащихся.

 

1. Индивидуальная самостоятельная работа. Это один из наиболее распространённых видов самостоятельной деятельности, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Такие задания могут включать в себя решение задач, выполнение упражнений, составление планов или написание кратких сочинений.

2. Групповая работа. Групповая форма организации самостоятельной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, учит детей сотрудничать и принимать коллективные решения. При этом важно правильно формировать группы и распределять роли, чтобы каждый ученик был вовлечён в процесс.

3. Работа в парах. Выполнение заданий в парах помогает учащимся обмениваться знаниями и опытом, а также учиться взаимодействовать друг с другом. Этот вид самостоятельной деятельности может быть полезен для выполнения упражнений, требующих обсуждения или совместного поиска решений.

4. Проектная деятельность. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, и предполагают выполнение более сложных и продолжительных заданий. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию творческих способностей, аналитического мышления и умения планировать свою деятельность.

5. Домашняя работа. Домашние задания также являются важной формой самостоятельной работы. Они дают возможность учащимся закрепить полученные знания и развить навыки самоорганизации. Важно, чтобы задания были разнообразными и не перегружали ребёнка, а также чтобы учащиеся имели возможность получать обратную связь от учителя.

Для развития самостоятельной деятельности у младших школьников учитель может использовать различные методы, которые способствуют формированию у детей необходимых навыков и умений.

 

1. Метод проблемного обучения. Этот метод предполагает постановку перед учениками проблемных задач, которые они должны решить самостоятельно или с минимальной помощью учителя. Проблемное обучение развивает у детей умение анализировать ситуации, искать решения и делать выводы.

2. Исследовательский метод. Учитель предлагает детям выполнить исследовательскую работу, например, провести наблюдение, собрать информацию или проанализировать данные. Этот метод способствует развитию познавательного интереса и формирует навыки работы с информацией.

3. Метод проектов. Проектная деятельность — это длительная форма самостоятельной работы, которая требует от учеников планирования, анализа и синтеза информации. Проекты могут быть разной сложности и продолжительности, но они всегда направлены на решение конкретной учебной задачи или проблемы.

4. Метод самооценки и взаимной оценки. В процессе обучения важно учить детей оценивать свою работу и работу одноклассников. Это развивает у них критическое мышление и ответственность за свои действия.

Несмотря на все преимущества самостоятельной деятельности, многие учителя сталкиваются с трудностями в её организации. Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, включают:

1. Недостаточная мотивация учащихся. Младшим школьникам часто сложно поддерживать интерес к самостоятельной работе, особенно если задания кажутся им скучными или слишком сложными. Для решения этой проблемы учителю необходимо использовать разнообразные задания, а также поощрять достижения детей.

2. Трудности в планировании времени. Дети младшего школьного возраста ещё не умеют эффективно планировать своё время, поэтому выполнение самостоятельных заданий может занимать у них больше времени, чем предполагалось. Учителю следует помогать ученикам в планировании работы, предоставлять им пошаговые инструкции и поддерживать их на каждом этапе.

3. Отсутствие обратной связи. Если дети не получают своевременной обратной связи от учителя, они могут терять мотивацию к дальнейшему выполнению самостоятельных заданий. Важно регулярно анализировать работу учащихся и предоставлять им советы по улучшению результатов.

В заключение можно отметить, что развитие самостоятельной деятельности у младших школьников является важным аспектом современного образования. Это не только способствует формированию учебных навыков, но и развивает у детей такие качества, как ответственность, организованность и умение планировать свою деятельность. Учителю важно создавать условия, способствующие развитию самостоятельности, использовать разнообразные формы и методы организации самостоятельной работы, а также поддерживать мотивацию учащихся на всех этапах учебного процесса. Правильная организация самостоятельной деятельности поможет учащимся не только успешно справляться с учебными задачами, но и развивать ключевые компетенции, которые будут необходимы им в дальнейшем обучении и жизни.

 

Список литературы

 

1. Байбородова, Л. В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

2.Выплов  Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся // Математика. №24, 2016.

3.Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 54-56.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×