Развитие самостоятельной учебной работы студентов педагогического колледжа в рамках современных педагогических технологий | Сахнова Ольга Борисовна. Работа №346869
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решить эту задачу поможет самостоятельная учебная работа студентов, описание которой даётся в данной статье.
Преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 имени А.С. Макаренко»
Сахнова Ольга Борисовна
Развитие самостоятельной учебной работы студентов
педагогического колледжа в рамках современных педагогических технологий
Основная задача среднего педагогического профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного обучающегося, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа профессионального образования, связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования.
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, особенно в рамках педагогических технологий. Педагогическая технология – это система проектирования и практического применения педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, методов обучения, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности (В.И. Андреев).
Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной познавательной деятельности студентов, учитывающие индивидуальные интересы, способности обучающихся и креативность их мышления.
В рамках преподавания учебной дисциплин «Педагогика» «Основы педагогики», входящих по Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) в блок общепрофессиональных дисциплин, является развитие самостоятельной учебной работы студентов.
В процессе образовательной практики педагогического колледжа решаются следующие задачи:
формирование устойчивого интереса
к профессиональной деятельности посредством активизации самостоятельной работы студентов;
форм
ирование профессиональных компетенций
, предусмотренных
Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального педагогического образования, посредством организации самостоятельной работы;
формирование готовности самостоятельно пополнять педагогические знания.
Под самостоятельной учебной работой студентов понимается совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. В этом плане следует признать, что самостоятельная учебная работа студентов (СУРС) - не просто важная форма образовательного процесса, а его основа. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает развитие умения учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются еще недостаточными в практике среднего профессионального образования, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
Обязательный минимум содержания профессиональной педагогической образовательной программы определяется ФГОС, выделяющим квалификационные характеристики выпускника учреждения системы среднего профессионального педагогического образования. В итоге освоения профессиональной образовательной программы происходит становление профессиональных компетенций будущего специалиста, учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями. Рефлексивное осмысление собственного способа решения задач получает самостоятельное развитие в накапливаемом опыте. Этот опыт студенты приобретают в процессе организованной самостоятельной работы в аудитории и вне её.
В условиях учебных дисциплин «Педагогика», «Основы педагогики» самостоятельная работа студентов реализую через следующие формы:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при работе с первоисточниками.
2. В контакте с преподавателем на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при выполнении индивидуальных заданий, при подготовке к выступлению на конференции, участию в олимпиадах и т.д.
3. В библиотеке, дома, в учебном кабинете при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии устойчивого интереса. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Можно выделить внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в учебно-исследовательской (учебные конференции, круглые столы, деловые игры, семинары), научно-исследовательской работе (научно-практические конференции, конкурсы педагогического мастерства).
3. Важным мотивационным фактором является «интенсивная педагогика». Она предполагает использование в учебном процессе активных методов: игрового тренинга, в основе которого лежат деловые игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Деловые игры, в которых студенты моделируют профессиональную обстановку, сходную с реальной. Теоретическое знание становится для студента осмысленными, превращаются в знание, в ориентировочную основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется в моделируемых ситуациях компетентного предметного действия и поступка.
4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, решение педагогических ситуаций). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (благодарности, поощрительные баллы).
6. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне её, постоянное их обновление.
7. Мотивацию самостоятельной учебной деятельности усиливаю с помощью такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по учебной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в педагогическом колледже на уроках педагогики заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в процессе аудиторных занятий и во внеаудиторное время. Реализация первого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей:
- неготовность к нему большинства студентов, причем и в профессиональном, и в психологическом аспектах;
- существующее информационное обеспечение учебного процесса позволяет формально подходить к подготовке самостоятельной работы.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов (СРС) должен стать перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента - к познавательной активности, с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
При изучении педагогики организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. внеаудиторная самостоятельная работа;
2. аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3. творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка презентаций и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ, на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение педагогических задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; составление глоссариев, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-практических конференциях, смотрах.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, на каждом ее этапе необходимо разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий, семинаров. Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания дифференцированы по степени сложности. В практике сложились два пути: давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, оценку ставить за количество решенных за определенное время задач; выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов приучает студентов грамотно и правильно выполнять задание, пользоваться литературными источниками, словарями. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях, заключается в самостоятельном изучении блок-схем, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу относятся тексты лекций, презентации по темам, учебные и методические пособия, психолого-педагогические ситуации, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк программ для самоконтроля. Это позволяет организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
Наряду с традиционными формами контроля – контрольными работами, зачетами, экзаменами в колледже применяется балльно-рейтинговую систему обучения.
У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов оценка «отлично», 70%-85% оценка «хорошо», 50%-70% «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы «неудовлетворительно».
Тестирование помогает выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по учебной дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов, непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
В целом самостоятельная учебная работа студентов - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания профессиональной образовательной программы, помогающая стать студенту не пассивным потребителем знаний, а активным участником учебного процесса, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.