Развитие самоуправления в ученическом коллективе (с нарушением интеллекта) | Мой кабинет. Работа №353742
ученическое самоуправление, которое предусматривает вовлечение обучающихся в управление делами класса.Оно строится по следующим принципам:открытости и доступности, равенства и сотрудничества,добровольности и творчества, непрерывности и перспективности. Самоуправление в различных видах деятельности: в учебной,общественно-трудовой,досуговой.
Я, Ершова О.А. являюсь классным руководителем 6 класса. В течение двух лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:
открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное время.
Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство те
рритории
;
в досуговой –
подготовка и пров
едение
досуговых мероприятий.
Детям можно поручать следующие области школьной жизни:
в учебной деятельности: помощь в подготовке домашне
го задания,
помощь детям - детьми в выполнении зад
аний;
в досуговой деятельности:
праздников, коллективно-творч
еских дел, классных часов
;
в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной террито
рии, сбор мусора по улицам
.
Для создания органов самоуправления необходимо:
Найти сферы полезной для
класса
и значимой для учеников.
Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
Представить педагогическую поддержку и помощь.
Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.
Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.
Каждую четверть на классном собрании тайным голосованием выбирается командир. Затем классный руководитель предлагает список поручений: библиотекарь, спортивный сектор, культмассовый сектор, хозяйственный сектор, учебный, санитарный сектор. А ребята определяют, какое поручение в классе на период четверти они хотели бы иметь.
По развитию ученического самоуправления впервые буду использовать методику
"Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе" (по М.И. Рожкову)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления
Возраст: 11- 16 лет
Инструкция: Дорогой друг! Оцени предлагаемые 24 высказывания. Для ответов используй следующие оценки: 4 - "да"; 3 – «скорее да, чем нет»; 2 - "трудно сказать"; 1 - "скорее нет, чем да"; 0 - "нет".
Текст анкеты
1. Считаю для себя важным заниматься, чтобы коллектив моего класса работал лучше;
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса;
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе;
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач;
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в opraнизации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
Ответы оформляйте в следующем виде (пример) 1 -3; 2-0; 3 - 1 и т.д.
Обработка и интерпретация данных
При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп:
1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность);
2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива);
3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела);
4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива);
5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими классами);
6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать респондент по каждой группе).
Уровень развития самоуправления определятся по следующей шкале:
- если результат < 0.5 балла - низкий уровень;
- если результат >0.5, но < 0.8 - средний уровень;
- если результат > 0,8 - высокий уровень.
Самоуправленческая
деятельность
Организованность классного коллектива
Ответственность членов коллектива за дела
Включенность класса в дела общешкольного коллектива
Отношения класса с другими классами
Ответственность членов учащихся класса за дела общешкольного коллектива
1
5
9
13
17
21
2
6
10
14
18
22
3
7
11
15
19
23
4
8
12
16
20
24
МЕТОДЫ: Убеждения, Стимулирования, Коррекция поведения, Создания воспитывающей ситуации ,Рефлексия.
СФЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ: Эмоциональная - волевая, Предметно-практическая, Осмысленного выбора.
Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы: коллективно-творческое дело; деловая игра; конкурсы; общественный опрос (диагностирование)
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности. В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии. Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.
В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе класса, как один из интерактивных приёмов.
В конце года проведу диагностирования среди обучающихся:
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
(
разработана
А.А. Андреевым)
Цель:
определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Таблица
1. Я иду утром в школу с радостью.
4 3 2 1 0
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
4 3 2 1 0
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
4 3 2 1 0
5. У меня есть любимый учитель.
4 3 2 1 0
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
4 3 2 1 0
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
4 3 2 1 0
8. У меня есть любимые школьные предметы.
4 3 2 1 0
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
4 3 2 1 0
Обработка результатов.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления, где в числителе указывается общая сумма баллов ответов всех учащихся, а в знаменателе произведение количества учащихся на общее количество ответов (10). Например, общая сумма ответов 15 учащихся составляет 420. Тогда 420
:
(15 * 10) = 2,8. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:
Таблица
Низкий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
0-2,5
Средний уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
2,6-2,9
Высокий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
3-4
Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.