Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие самоуправления в ученическом коллективе (с нарушением интеллекта) | Мой кабинет. Работа №353742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ученическое самоуправление, которое предусматривает вовлечение обучающихся в управление делами класса.Оно строится по следующим принципам:открытости и доступности, равенства и сотрудничества,добровольности и творчества, непрерывности и перспективности. Самоуправление в различных видах деятельности: в учебной,общественно-трудовой,досуговой.

Я, Ершова О.А. являюсь классным руководителем 6 класса. В течение двух лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;

равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;

добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;

непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;

в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство те

рритории

;

в досуговой –

подготовка и пров

едение

досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

в учебной деятельности: помощь в подготовке домашне

го задания,

помощь детям - детьми в выполнении зад

аний;

в досуговой деятельности:

праздников, коллективно-творч

еских дел, классных часов

;

в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной террито

рии, сбор мусора по улицам

.

Для создания органов самоуправления необходимо:

Найти сферы полезной для

класса

и значимой для учеников.

Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.

Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и  программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

Каждую четверть на классном собрании тайным голосованием выбирается командир. Затем классный руководитель предлагает список поручений: библиотекарь, спортивный сектор, культмассовый сектор, хозяйственный сектор, учебный, санитарный сектор. А ребята определяют, какое поручение в классе на период четверти они хотели бы иметь.

По развитию ученического самоуправления впервые буду использовать методику

"Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе" (по М.И. Рожкову)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Возраст: 11- 16 лет

Инструкция: Дорогой друг! Оцени предлагаемые 24 высказывания. Для ответов используй следующие оценки: 4 - "да"; 3 – «скорее да, чем нет»; 2 - "трудно сказать"; 1 - "скорее нет, чем да"; 0 - "нет".

Текст анкеты

1. Считаю для себя важным заниматься, чтобы коллектив моего класса работал лучше;

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса;

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе;

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач;

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в opraнизации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

15. Мы стремимся помочь представителям коллектива в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

Ответы оформляйте в следующем виде (пример) 1 -3; 2-0; 3 - 1 и т.д.

Обработка и интерпретация данных

При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп:

1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность);

2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива);

3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела);

4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива);

5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими классами);

6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива).

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать респондент по каждой группе).

Уровень развития самоуправления определятся по следующей шкале:

- если результат < 0.5 балла - низкий уровень;

- если результат >0.5, но < 0.8 - средний уровень;

- если результат > 0,8 - высокий уровень.

 

 

 

Самоуправленческая

деятельность

Организованность классного коллектива

Ответственность  членов коллектива за дела

Включенность класса в дела общешкольного коллектива

Отношения класса с другими классами

Ответственность членов учащихся класса за дела общешкольного коллектива

1

5

9

13

17

21

2

6

10

14

18

22

3

7

11

15

19

23

4

8

12

16

20

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ: Убеждения, Стимулирования, Коррекция поведения, Создания воспитывающей ситуации ,Рефлексия.

СФЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ: Эмоциональная - волевая, Предметно-практическая, Осмысленного выбора.

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы: коллективно-творческое дело; деловая игра; конкурсы; общественный опрос (диагностирование)

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности. В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии. Дискуссия (обсуждение спорного вопроса)искуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе класса, как один из интерактивных приёмов.

В конце года проведу диагностирования среди обучающихся:

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(

разработана

А.А. Андреевым)

Цель: 

определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать)   утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4   3    2   1   0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4   3    2   1   0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4   3    2   1   0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4   3    2   1   0

5. У меня есть любимый учитель.

4   3    2   1   0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4   3    2   1   0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4   3    2   1   0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4   3    2   1   0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4   3    2   1   0

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4   3    2   1   0

Обработка результатов. 

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления, где в числителе указывается общая сумма баллов ответов всех учащихся, а в знаменателе  произведение количества учащихся на общее количество ответов (10). Например, общая сумма ответов 15 учащихся составляет 420. Тогда 420

:

(15 * 10) = 2,8. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

0-2,5

Средний уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

2,6-2,9

Высокий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

3-4

 

Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×