Развитие сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения. | Прокофьева Юлия Алексеевна. Работа №339866
Лексическая тема: Фрукты.
Вид занятия – индивидуальное.
Продолжительность занятия:25-30мин.
Тип занятия- формирование сенсорных эталонов.
Цель:- формировать представление детей о фруктах;
-формировать представление детей о геометрических фигурах шар, круг, овал.
Задачи:
Образовательные:
- дать первоначальные знания о фруктах: название, цвет, вкус, где растут.
- дать первоначальное представление детей о геометрических фигурах шар, круг(без углов).
Коррекционно - развивающие:
-развитие понимания речи;
-активизация слов простой слоговой структуры;
- обучение сюжетно-ролевой игре;
-активизация вкусового, обонятельного восприятия;
- развитие понимания глаголов;
- развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции (соотнесение, фиксацию, локализацию, прослеживание);
- развивать общую и мелкую моторику;
- совершенствовать навыки ориентировки в закрепляем понятие высокий низкий пространстве;
- формировать пространственные представления;
-развитие тактильного восприятия (шершавый ,гладкий ,овальный круглый );
- развивать внимание, мышление, память;
-развитие слухоречевой памяти; - развитие слухового внимания;
- обогащать словарный запас , расширение активного словаря;
-развивать моторику рук в сочетании со стихотворным текстом.
-развитие зрительног гнозиса и кистевого праксиса ;
Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.
Лексическая тема: Фрукты.
Вид занятия – индивидуальное.
Продолжительность занятия:25-30мин.
Тип занятия- формирование сенсорных эталонов.
Цель:- формировать представление детей о фруктах;
-формировать представление детей о геометрических фигурах шар, круг, овал.
Задачи:
Образовательные:
- дать первоначальные знания о фруктах: название, цвет, вкус, где растут.
- дать первоначальное представление детей о геометрических фигурах шар, круг(без углов).
Коррекционно - развивающие:
-развитие понимания речи;
-активизация слов простой слоговой структуры;
- обучение сюжетно-ролевой игре;
-активизация вкусового, обонятельного восприятия;
- развитие понимания глаголов;
- развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции (соотнесение, фиксацию, локализацию, прослеживание);
- развивать общую и мелкую моторику;
- совершенствовать навыки ориентировки в закрепляем понятие высокий низкий пространстве;
- формировать пространственные представления;
-развитие тактильного восприятия (шершавый ,гладкий ,овальный круглый );
- развивать внимание, мышление, память;
-развитие слухоречевой памяти; - развитие слухового внимания;
- обогащать словарный запас , расширение активного словаря;
-развивать моторику рук в сочетании со стихотворным текстом.
-развитие зрительног гнозиса и кистевого праксиса ;
-развивать умение пересекать среднюю линию тела (как педпосылка к взаимодействия двух полушарий).
Здоровьесберегающие:
- снятие агрессивности и тревожности
- развивать умение владеть своим телом;
- улучшать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата;
Планируемые результаты:
- проявляют интерес к деятельности;
- овладевают представлениями о фруктах и геометрических фигурах и их свойствах;
- активизируют пассивный и активный словарь;
- укрепляют мышцы рук, стопы ;
- удовлетворяют потребность в движении;
- доброжелательно взаимодействует с педагогом .
Оборудование: массажные коврики ОРТО, арка-домик из мягкого конструктора, набор карточек«Домана» с изображением фруктов , мешочек с муляжами фруктов, натуральные фрукты, кегли, корзина, контейнер, картограф «Воскобовича», набор цветных полосок для картогрофа(имеющие шершавую поверхность),плоские изображения фруктов из фетра, контейнер с песком, ветки деревьев, ведерко малое, контейнер с кружечками апельсина, кружечками лимона ,теплая вода, чашки ,гости :кукла Маша, муха, Миша(медведь)Лиса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте ладошки.(Хлоп – хлоп – хлоп).Здравствуйте ножки(Топ-топ-топ).
Здравствуйте щечки(Плюх-плюх-плюх)Пухленькие щечки(Плюх-плюх-плюх)
Здравствуйте губки(Чмок-чмок-чмок)Здравствуйте зубки(Щелк-щелк-щелк)
Здравствуй мой носик(Бип-бип-бип)
Здравствуй Ваня, тебе привет!!!!(машем)
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Птенцы» («домик открывается»)
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнение «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Упражнение «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Упражнение «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
Игра «Джунгли зовут»
Перед ребенком корзина с фруктами(яблоко, апельсин, банан, лимон, киви, персик), жираф. Предварительно построена полоса препятствий: орто- коврики(3шт),перекладина для перешагивания с колокольчиками (для звукового контроля), арка-домик (90см в высоту )для наклона, стол на котором разложены карточки «Домана» с изображением фруктов.
Содержание :-«Посмотри кто к тебе сегодня пришел!?Это Жираф-шея у него длинная –длинная(показываем рукой). А что любит есть жираф? Фрукты! Посмотри у нас целая корзина с фруктами ! Я буду загадывать загадку, а ты искать фрукт!
-Этот фрукт круглый, гладкий, красный! Найди руками такой фрукт!- «это яблоко »! –«Правильно! Молодец!»
-«Бери яблоко и неси к столу. Будь внимателен. Перешагивай, поднимай ножку выше(взрослый находится рядом, страхуя ребенка)Наклоняйся !Ищи есть тут такая картинка? » На что похоже наше яблоко? На шар, он может катиться!
-Этот фрукт овальный, желтый, гладкий и очень сладкий! Найди есть у нас такой фрукт!?Правильно !Это банан! Неси банан, ищи картинку !Что делаешь? НЕСУ!-«Молодец». Что делаешь? Ищу! Есть у нас такой фрукт?-«Умница».
-Этот фрукт круглый, шершавый, оранжевый и очень сочный! Найди есть у нас такой фрукт!?Правильно !Это апельсин! Неси апельсин, ищи картинку !Что делаешь? НЕСУ!-«Молодец». Что делаешь? Ищу! Есть у нас такой фрукт?Да!-«Умница» На какую фигуру похож апельсин ? На шар! Он может катиться? ДА! и тд.
-«Какой ты молодец!(хлопаем)-разгадал все загадки и нашел все фрукты!
А теперь сложим все фрукты в мешок! Слушай внимательно!
-Положи сначала апельсин ,а потом банан. Молодец!
-Положи сначала киви, а потом яблоко! Умница!
-Положи сначала лимон, а потом персик! Супер!
Игра «Фруктовый боулинг»
Ход игры :Расставляем перед ребенком кегли с звучанием, показываем и называем фрукты.-« Кати или кидай только круглые фрукты .Бух! Опа !Мимо! Кати еще! Молодец!
Игра «Чего не стало?» (3 фрукта, ребенок закрывает глазки – 1 фрукт пропадает).
Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»или «Мы делили апельсин».
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот: (ладошки вместе)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок (сжимаем)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот - (мешаем по кругу)у
Угостим честной народ
Игра «Яблонька»
Оборудование: сухие ветки , контейнер с песком ,яблочки .ведерко для сбора урожая, игрушечный пинцет(2шт), кукла Маша.
Ход игры: Заранее на песке выкладывается контур дерева: ствол, ветви. На ветви помещаются яблочки(справа от ребенка зеленые яблоки ,а слева от ребенка красные яблоки).Ребенку предлагается собрать урожай яблок .-«Из яблок сварим мы варенье и компот ,угощаем Мишу. Вот!
Содержание:
«Это сад. Это яблоня. Это яблоки. Правой рукой собирай красные яблоки ,а левой рукой зеленые яблоки! Кидай сначала красное потом зеленое . Молодец !Что ты собирал? Яблоки- правильно! Много яблок собрали! Возьми кастрюлю и вари компот !Вкусный компот .Дай Маше компот, на Маша пей! Кому дал? Маше! »
Игра «Витаминный чай»
Содержание: Ребенок со взрослым готовит витаминный чай, угощает гостей по инструкции.
-« Это чайник !У него есть носик, а у тебя есть носик? Молодец!
Это ручка- за нее мы держим чайник ,а у тебя есть ручка? Точно!
А еще у чайника есть крышка и она делает –«Плюх-плюх-плюх».Это долька апельсина. Какая она ?Круглая! Пробуй апельсин кислый или сладкий ?Сладкий !Это долька лимона. Какая она овальная или круглая? –Правильно круглая! Пробуй какой лимон –кислый или сладкий? Кислый! - Это вода .Кидай в воду апельсин ,кидай в воду лимон ,кидай в воду мяту.Ах как пахнет !Это чай! Напои Машу. Пей, Маша. Напои муху. Пей муха…».
Работа над голосом:
Цель: развитие речевой деятельности ,формирование правильной артикуляции звука «У».
Летом часто дует ветер покажи как дует легкий ветерок у-у-у(тихо),а как дует сильный ветер У-У-У(громко)
Дидактичекая игра «Шнуровка фрукты»
Игра «Разложи фрукты по корзинам»
Содержание: Перед ребенком картограф «Воскобовича»,на котором из цветных тактильных лент обозначены геометрические фигуры( круг красного цвета , овал желтого цвета),фрукты из фетра (красное яблоко, красный гранат, желтый банан ,желтый лимон, желтая груша).
-«Это корзины! Одна круглая! Проведи пальчиком по ней! А другая овальная ,найди ее! Сложи все круглые фрукты в круглую корзину, а все овальные фрукты в овальную корзину! Какого цвета фрукты в круглой корзине? Красные! Молодец! Какого цвета фрукты в овальной корзине?Желтые!
Игра «Фруктовый сад».На высокое дерево прикрепляем яблоки, на низкое – груши..
Содержание: На картографе с помощью тактильных лент (черного и коричневого цвета) обозначены графически -высокое и низкое дерево.-«На высоком дереве растут яблоки ,а на низком дереве –груши. Разложи фруктов из фетра. Что растет на высоком дереве? На каком дереве растут груши?