Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие скорости чтения у учащихся начальных классов | Салихова Александра Валерьевна. Работа №276793

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Салихова Александра Валерьевна
В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

 

 В статье раскрываются причины низкой скорости чтения у учащихся начальных классов и способы и приемы устраненя этой проблемы.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

  Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

(Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»).

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения, как навык сложный, требует времени для своего формирования. Начиная с 1 класса нужно вести кропотливую работу, направленную на формирование этого навыка.

Цели и задачи курса.

Целью курса  является повышение грамотности школьников посредством формирования у них   читательских навыков, речевой и познавательной деятельности. 

Задачи  курса.

- учить младших школьников сознательному, правильному,  выразительному чтению вслух со скоростью 110-120 слов в минуту, про себя 130-150 слов в минуту (по окончании начальной школы), обучать приемам чтения про себя, развивать умение переходить с одного вида  чтения на другой;

- формировать умение полноценно воспринимать художественные и научно- познавательные тексты;

-  обогащать лексический запас учащихся, совершенствовать речевые умения;

-  формирование навыка сознательного чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой;

- создание предпосылок к общему литературному развитию, культуре коммуникации, реализация творческих способностей;

- учить самостоятельно связанно рассказывать о прочитанном, услышанном, увиденном, обосновывать свои суждения;

-формировать интерес к самостоятельному чтению.

Планируемые результаты:

 - развитие оперативной памяти и устойчивости внимания;

 - овладение синтетическим чтением (слияние техники чтения и понимания текста). 

Почему школьник медленно читает?

Не все дети достаточно быстро и хорошо читают. Есть причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

Плохая память и отсутствие внимания

,

ребенку не удается сконцентрироваться

(читая текс

т, не может

уследить за нитью повествования

,

к концу предложения он забывает, что было в начале

);

Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание – это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.

Отсутствие читательской практики;

Низкий словарный запас;

Отсутствие интереса к чтению, н

елюбовь к чтению;

Ограниченность поля зрения

(концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);

Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного.

Регрессирующие движения глазами (взгляд в

озвращается к уже прочитанному).

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики. Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии – довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями. Основная цель рецепаций – более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

Несовершенность

артикуляционного аппарата;

Логопедические проблемы

-

недостатки произношения детей

, которые сопровождаются 

недоразвитием процессов

фонемообразования

,

дислексия

.

Шамиль Ахмадуллин в своей книге «Скорочтение для детей : как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» выделяет 5 основных причин медленного чтения.

Первая из них — это артикуляция при чтении. Это движения речевого аппарата при чтении (губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения) Чем быстрее человек читаете, тем менее выражены эти движения. Под артикуляцией понимается не только это движение, но и сам внутренний монолог, происходящий в голове, т. е. проговаривание слов про себя. Полностью избавиться от артикуляции, конечно, нельзя, но можно свести ее к минимуму. Нет никакой необходимости артикулировать при чтении, ведь образы в голове могут появляться без внутреннего проговаривания. Понимание при чтении без артикуляции в 2-3 раза выше.

.     Артикуляция. Это непроизвольное движение губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Вторая причина медленного чтения — это регрессии. Регресия — возвратное движение глаз при чтении. Наши глаза при медленном чтении несколько раз возвращаются, перечитывая одно и то же. Во время экспериментов под контролем специальной аппаратуры было выявлено, что в среднем при прочтении одной строки у среднестатистического школьника регрессия происходит порядка 20 раз. То есть при чтении одной строки, содержащей в среднем 8-9 слов, ребенок более двух раз прочитывает один и тот же текст.

Третья причина медленного чтения — это малое пятно ясного видения. Ребенок, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу. Пятно ясного видения можно увеличить. Взгляд среднестатистического 9-летнего ребенка останавливается на строке 15-20 раз. Если учесть регресии, ребенок делит строку на 10 блоков восприятия информации (в среднем по одному слову). Ребенок, владеющий скорочтением, делит строку на блоки по 2—5 слов. Наш мозг воспринимает информацию целостными смысловыми блоками, и чем крупнее эти блоки, тем больше, а главное — информация будет усваиваться лучше. Четвёртая причина - низкая концентрация внимания. Мозг работает намного быстрее, чем человек читает. Чем быстрее мы читаем, тем пропорционально скорости

чтения лучше «грузим» наш мозг. Результаты научных экспериментов доказывают: чем выше скорость чтения — тем выше понимание.

Пятая причина- отсутствие плана: во-первых, плана чтения, во-вторых, четких целей.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Техника чтения

При проверке техники чтения учитывается не только скорость. Нужно учесть и такие параметры как:

способ (читает ученик по слогам  или целыми словами);

осознанность (ученик понимает или не понимает, то что он прочитал);

выразительность (правильно ли школьник ставит ударения, соблюдает ли интонационные паузы);

правильность (с ошибками читает или без).

Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы.

Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения.

А именно:

в первом классе – от 25 слов в минуту;

во втором – от 50 слов;

в третьем классе – от 75;

в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи

 

класс

1 полугодие

2 полугодие

 

скорость чтения

показатели чтения

скорость чтения

показатели чтения

 

кол-во слов в минуту

 

оценка

способ

осознанность

правильность

выразительность

кол-во слов в минуту

 

оценка

способ

осознанность

правильность

выразительность

первый

>20

«5»

Плавное слоговое

Осознанное

Без ошибок

Четкое проговаривание слогов и слов

> 40

«5»

Целыми словами, по слогам только сложные слова

Осознанное

Без ошибок

Четкое проговаривание слов

 

16 – 20

«4»

 

 

 

 

31 – 40

«4»

 

 

 

 

 

10 – 15

«3»

 

 

 

 

25-30

«3»

 

 

 

 

 

<10

«2»

 

 

 

 

< 25

«2»

 

 

 

 

второй

>55

 

«5»

Словами

Осознанное

Без ошибок

С соблюдением логического ударения

> 70

«5»

Словами

Осознанное

Без ошибок

С соблюдением интонаций и пауз. Расстановка логичес ких ударений

 

40 - 55

 

«4»

 

 

 

 

55 - 70

«4»

 

 

 

 

 

25-39

 

«3»

 

 

 

 

40 - 54

«3»

 

 

 

 

 

<25

 

«2»

 

 

 

 

< 40

«2»

 

 

 

 

третий

>75

 

«5»

Словами

Осознанное

Без ошибок

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста

> 90

«5»

Словами

Осознанное

Без ошибок

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста

 

60 - 75

 

«4»

 

 

 

 

75 - 90

«4»

 

 

 

 

 

45-59

 

«3»

 

 

 

 

60 - 74

«3»

 

 

 

 

 

<45

 

«2»

 

 

 

 

< 60

«2»

 

 

 

 

третий

>100

 

«5»

 

 

Словами

Осознанное

Без ошибок

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному

> 120

«5»

Словами

Осознанное

Без ошибок

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному

 

85 - 100

 

«4»

 

 

 

 

 

 

105 - 120

«4»

 

 

 

 

 

70 - 84

 

«3»

 

 

 

 

 

 

90 - 104

«3»

 

 

 

 

 

<70

«2»

 

 

 

 

< 90

«2»

 

 

 

 

 

 

 Получается, что в конце четвертого года обучения, ученик должен читать со скоростью, которая является наиболее оптимальной для речевого аппарата человека. Без этого навыка учеба в пятом классе раем школьнику не покажется.

 

Проанализировав причины низкой скорости чтения школьников, мы предлагаем следующие приёмы работы, которые позволят улучшить технику чтения детей.

Развитие памяти и внимания

Слабые показатели памяти сильно тормозят процесс чтения. Читая четвертое-пятое слово, ребенок может выкинуть из памяти первое, и тогда смысл прочитанного уже не понять, приходится возвращаться к началу. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

При отсутствии внимания картина еще интереснее получается – текст прочитан, а в голове пусто. А смысл читать? Безусловно, надо подтягивать показатели и внимания, и памяти, без этого не добиться хороших результатов.

Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Делается это с помощью определенных зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать. Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования – способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений.

На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагается записать то, что они запомнили, в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на от пяти до восьми минут времени.

Итак, в среднем, на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Поэтому это упражнение даётся детям для домашнего выполнения с родителями.

Правила работы со зрительными диктантами:

Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие. Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще можно использовать из системы И.Т.Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнениямногократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все учащиеся (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учащихся отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учащихся, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, то есть использовать чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд.

Затем учитель начинает третье упражнение - выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Он говорит ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть медленнее, красиво, выразительно». Учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что учащийся, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же темпе. Его возможности не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две – три недели чтение учащихся заметно улучшится.
Расширение словарного багажа

Читайте, читайте и еще раз читайте. Это должно превратиться в маленькую семейную традицию. Через книги, разнообразные по тематике, ваше чадо почерпнет большое количество новых и незнакомых слов, научится различать разные оттенки речи. К тому же, у ребенка появится интерес и стремление к чтению.
Разбирайте вместе значение новых слов, размышляйте над фразеологизмами.

Увеличение поля зрения

Ограниченное поле зрения часто мешает первокласснику быстро читать. Это выражается в том, что, читая одно слово, он не видит второго, следующего за ним. Как следствие, уходит время, чтобы «увидеть» следующее слово, затем распознать, а потом прочитать.

Убираем регрессию

Регрессия – это возвратные движения глаз в процессе чтения. Делаем следующее. Кладем линейку на текст и закрываем каждое прочитанное слово. Прочитал – закрыли, прочитал – закрыли. И так до конца текста. Так повторяйте изо дня в день. В конце концов, ваш школьник привыкнет к правильному движению глаз, и назад возвращаться не будет.

Подтягиваем артикуляцию

Если ваш ученик говорит с запинкой на каждом слоге – это неизбежно скажется на скорости. Выход прост. Учите скороговорки и чистоговорки, стремясь четко произносить каждый звук и при этом не сбиваться.

Рекомендации к занятиям по скорочтению

Как научить первоклассника быстро читать? Конечно же, систематическими занятиями. Применяя на практике описанные ниже рекомендации, можно значительно помочь младшему школьнику освоить технику скорочтения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

План тренировочных занятий.

Разминка.

СЧУ — специальные

читательные

упражнения.

Чтение.

Фиксирование результатов.

А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

Разминка

Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия. Она поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Разминка включает в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Для занятий артикуляционной гимнастикой нужны зеркала, чтобы можно было контролировать процесс.

Чистоговорки — это набор из нескольких слогов и фразы следом за ними, например: Ко-ко-ко-ко – убежало молоко! Следует следить, чтобы все звуки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не следует требовать от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

Читать скороговорки можно по разному:

сначала про себя;

потом шепотом;

потом тихим голосом;

а потом уже громко.

Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.

Специальные читательные упражнения

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

На каждом занятии проводится упражнение «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавляется еще пара, тройка других упражнений. Периодически  проверять технику чтения, чтобы оценивать свои успехи.

Переходим к чтению

Какие существуют общие рекомендации?

Полезно читать в разном темпе: то быстро, то медленно (главное – четко).

Пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться).

Практиковать чтение «через решетку» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца — антиципация).

Чередовать знакомый/незнакомый текст (прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст).

Жужжащее чтение 

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока.

Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому  делайте  замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в  “Таблицу достигнутых результатов”.

Ребенок должен видеть свои достижения!

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

Как оценить скорость чтения?

Скорость определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. Все союхы и предлоги считаются. Точки, запятые и другие знаки препинания не считаются. Если в тексте присутствует перенос слова, то это слово считается за два. Если слово пишется через дефис, и с каждой стороны от дефиса более трех букв, то эти две части слова считаются по отдельности.

Оцениваем понимание прочитанного. Необходимо не только бегло читать, но и понимать, о чем речь. То есть читать осознанно. Для проверки осознанности, задайте ребенку два или три вопроса по тексту. Пересказывать ничего не надо. Ответов на ваши вопросы будет достаточно.

Оцениваем выразительность и правильность чтения.

 

Литература:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

10 правил писателя Даниэля Пэнака, которые относятся к детскому чтению.

Правило первое. Право не читать. Оно означает, что нельзя заставлять ребенка читать силой.

Правило второе. Право перескакивать. Оно означает, что ребёнок может перелистывать страницы, пропускать части текста и читать дальше.

Правило третье. Право не дочитывать. Нельзя заставлять ребенка дочитывать до конца, если он этого не хочет.

Правило четвертое. Право перечитывать. Многие дети любят перечитывать любимые книги, особенно какие-то отрывки.

Правило пятое. Право читать всё, что хочется (естественно, необходимо исключать опасную литературу, особенно тексты из интернета.) в разумных пределах.

Правило шестое. Право на боваризм. Боваризм — это восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, к главным героям, нежелание видеть границу между сказочными, фэнтезийными мирами и реальным миром. Это особенность подросткового возраста.

Правило седьмое. Право читать где хочется. В действительности если ребенок читает за едой, берет с собой книжку, извините за подробности, в туалет или читает во время поездки в машине или автобусе — это не очень полезно для глаз, для пищеварения. Но это показатель того, что ребенок полюбилчитать по-настоящему.

Правило восьмое. Право читать вслух. Бывают моменты, когда ребенок в полном восторге от прочитанного. Он приносит книгу родителям и начинает вслух зачитывать понравившееся место.

Правило девятое — это право «втыкаться». Означает право достать с полки любую книжку и 3-5 минут свободного времени посвятить нескольким страницам этой книги. Возможно, если ребенок откроет книгу на нужной странице и она его «зацепит», он прочитает ее целиком — это во-первых. Во-вторых, чембольше книг пройдет через ребенка таким образом, тем лучше, потому что даже пара страниц расширяет кругозор и остается в памяти. Даже если в руки ребенка попала книга, до которой он еще «не дорос», возможно, через какое-то время, когда знания из нее ему понадобятся, он обязательно вспомнит и прочитает.

Правило десятое. Право молчать о прочитанном. То есть если ребенок не хочет с вами обсуждать прочитанную книгу — это абсолютно нормально. Возможно, некоторые

вещи он считает слишком личными. В таком случае не надо вытягивать насильно из него то, что он считает чем-то сокровенным иобсуждать не хочет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Вариант 1.

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Набор №1

1

Тает снег

8

4

2

Идет дождь

9

4

3

Небо хмурое

10

5

4

Коля заболел

11

5

5

Запели птицы

11

5

6

Поле опустело

12

6

Набор №2

1

Трещат морозы

12

6

2

Я ищу землянику

13

6

3

В лесу росла ель

13

6

4

Наступила осень

14

7

5

Дни стали короче

14

7

6

В лесу много берез

15

8

Набор №3

1

Прилетели птички

15

8

2

Ярко светит солнце

16

8

3

Лида вытерла доску

16

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

5

Подул резкий ветер

16

8

6

Зоя прилежно учится

17

8

Набор №4

1

Дятел долбил дерево

17

8

2

Я хочу посадить цветы

18

7

3

Иней украсил деревья

18

7

4

Без воды цветы завянут

19

7

5

Пролетело жаркое лето

19

7

6

Возле дома посадили ель

20

7

Набор №5

1

Солнышко светит и греет

20

6

2

Федя решал задачу у доски

21

6

3

Загорелась в небе зорька

21

6

4

На деревьях сверкал иней

21

6

5

Город Киев стоит на Днепре

22

6

6

В лесу собирают землянику

22

6

Набор №6

1

Зимой река покрылась льдом

23

5

2

Мальчик подарил маме цветы

23

5

3

Дежурные стерли пыль с доски

24

5

4

Колхозники работают на лугу

24

5

5

На огород забрались цыплята

24

5

6

Мы жили возле березовой рощи

24

5

Набор №7

1

Небо покрылось серыми тучами

25

4

2

Дети посадили во дворе акацию

25

4

3

Бабушка купила внуку букварь

25

4

4

Землю согрело теплое солнышко

26

4

5

Моя сестра работает на фабрике

26

4

6

Ласково греет весеннее солнце

26

4

Набор №8

1

Идет дождик

10

5

2

Мы любим наш Киев

14

7

3

Бабушка печет пирог

17

8

4

У Андрея чистая тетрадь

20

10

5

Помогай своему товарищу

21

10

6

Быть здоровым очень важно

22

10

Набор №9

1

Вода в море соленая на вкус

22

7

2

Наша страна борется за мир

22

7

3

Началась большая перемена

23

7

4

Дети ходили в лес за грибами

23

7

5

Руки надо мыть водой с мылом

23

7

6

Красивы улицы нашего города

24

7

Набор №10

1

Москва – столица нашей Родины

24

5

2

Школьники поливают саженцы

24

5

3

Депутаты съехались на съезд

24

5

4

Надо быть честным и правдивым

25

5

5

Звезды сияют на башнях Кремля

25

5

6

Летом наша семья жила на Волге

25

5

Набор №11

1

Весело колосится густая рожь

25

4

2

Поля запорошило белым снегом

25

4

3

Мы читали интересный рассказ

25

4

4

Мичурин много и упорно работал

26

4

5

Новые дома растут очень быстро

26

4

6

Из машины вышел наш учитель

26

4

Набор №12

1

Мальчики принесли сухих веток

26

4

2

В поле поспевает рожь и пшеница

26

4

3

На стройку привезли рамы и двери

27

4

4

Дети всех стран хотят жить в мире

27

4

5

Свежий ветерок повеял прохладой

28

4

6

Сверкнула молния, и загремел гром

28

4

Набор №13

1

Давно скосили луга и поля

28

4

2

Белка взобралась на верхнюю ветку

29

4

3

Солнце светило ярко, и дети купались

30

4

4

Травы скашивают во время их цветения

31

4

5

Дедушка Филипп пасет коров

32

4

6

Люблю я в поле встречать восход солнца

32

4

Набор №14

1

Поднялась за рекой большая серая туча

32

4

2

В далекой тайге живут охотники - эвенки

33

4

3

Все радовались встрече с космонавтами

33

4

4

Разведчики отправились в опасный путь

33

4

5

Дружная семья и землю превратит в золото

34

4

6

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

34

4

Набор №15

1

Зацветет, зазеленеет наш зеленый огород

32

4

2

Меж редеющих верхушек показалась синева

33

4

3

Хороши привольные широкие степи Украины

33

4

4

На смелого собака лает, а трусливого кусает

33

4

5

Павел и Вика любят читать волшебные сказки

34

4

6

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

34

4

Набор №16

1

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

36

5

2

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

36

5

3

Школьники готовятся к новому учебному году

37

5

4

Много работы в яблоневом саду ранней весной

37

5

5

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

38

5

6

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

38

5

Набор №17

1

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

38

5

2

Пробилась из - под земли вода, и родился ручеек

39

6

3

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы

39

6

4

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

40

6

5

Прохладная вода освежила уставших ребят

41

7

6

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

42

7

Набор №18

1

На полях выращиваю картофель, свеклу, морковь, лук

42

7

2

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

43

7

3

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье

44

7

4

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

45

8

5

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

46

8

6

Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

46

8

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×