Развитие словарного запаса у детей с ОВЗ: практические рекомендации и упражнения | Аулова Елена Александровна. Работа №350901
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделено логопедическим техникам и практическим упражнениям, способствующим расширению словарного запаса, улучшению произносительных навыков и повышению речевой активности. Приведены рекомендации по организации занятий, обеспечивающих результативность коррекционной работы.
Ключевые слова: словарный запас, дети с ОВЗ, логопедия, речевое развитие, упражнения, дошкольное образование, логопедические занятия.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С ОВЗ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ
Аулова Елена Александровна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ имени Г. М. Дуба ст-ца Крыловская,
Краснодарский край
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделено логопедическим техникам и практическим упражнениям, способствующим расширению словарного запаса, улучшению произносительных навыков и повышению речевой активности. Приведены рекомендации по организации занятий, обеспечивающих результативность коррекционной работы.
Ключевые слова: словарный запас, дети с ОВЗ, логопедия, речевое развитие, упражнения, дошкольное образование, логопедические занятия.
Развитие словарного запаса является важной задачей в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей нередко характерны отставание в речевом развитии, трудности в восприятии и воспроизведении речи, ограниченный словарный запас. Нехватка словарного запаса может сказываться на коммуникативных и социальных навыках, формировании мышления и познавательной активности.
Логопедическая работа, направленная на развитие словарного запаса, помогает детям с ОВЗ более уверенно выражать свои мысли, общаться с окружающими и лучше адаптироваться в социуме. Однако такие занятия требуют применения специальных методик и приемов, которые должны учитывать индивидуальные особенности детей.
Игровая форма занятий является эффективной для расширения словарного запаса, так как позволяет детям легче усваивать новые слова и их значение в непринужденной атмосфере.
1. Ролевые игры. В ролевых играх дети могут осваивать новые слова и словосочетания, которые связаны с разными ролями и ситуациями. Например, игра в "магазин" помогает выучить слова, связанные с продуктами, покупками, деньгами, а игра в "больницу" — медицинские термины.
2. Сюжетные игры. Сюжетные игры также способствуют увеличению словарного запаса, так как включают много тематических слов. Например, в игре "путешествие" можно познакомить детей с названиями транспортных средств, направлений, местоположений.
3. Игры с предметами. Логопед может использовать игрушки, карточки и реальные предметы для изучения новых слов. Важно не только показывать предметы, но и называть их, описывать их свойства, функции.
Ассоциативные упражнения помогают детям запоминать слова, создавая связь между знакомыми и новыми словами.
1. Ассоциации с картинками. Логопед показывает картинку и называет слово, связанное с ней. Затем просит ребенка найти ассоциативные связи (например, "собака" ассоциируется с "щенком", "лаем", "шерстью").
2. Игра "Назови противоположное". Это упражнение учит детей подбирать антонимы к словам, например, "большой — маленький", "теплый — холодный". Оно помогает расширить словарный запас и развивает умение искать нужные слова.
Знание слов из разных категорий и умение группировать их является важным шагом к обогащению словарного запаса.
1. Группировка по темам. Логопед предлагает ребенку назвать предметы, которые относятся к одной теме (например, "фрукты", "животные", "мебель"). Это упражнение помогает запоминать слова в контексте и закрепляет их значение.
2. Игра "Кто лишний?" Дети должны найти лишний предмет в ряду (например, "яблоко, груша, банан, диван"). Такая игра развивает навыки классификации и помогает ребенку усваивать новые слова.
Упражнения на описание и сравнение предметов помогают детям лучше понять значения слов, учат использовать прилагательные и более точные слова в речи.
1. Описание предмета. Логопед предлагает ребенку описать предмет, используя как можно больше слов: "Какой он по цвету? Какой формы? На что похож?" Это упражнение расширяет словарный запас и развивает умение описывать.
2. Сравнение предметов. Логопед дает два предмета и предлагает ребенку найти различия и сходства. Например, сравнить мяч и шар, яблоко и апельсин, дом и замок.
Использование глаголов в речи важно для описания действий, процессов и состояния предметов. Глаголы часто требуют особого внимания на логопедических занятиях.
1. Игра "Что делает?" Логопед показывает картинку и задает вопрос "Что делает?" Ребенок должен ответить, что делает персонаж на картинке (например, "мальчик прыгает", "собака спит").
2. Игра "Продолжи фразу". Логопед начинает предложение и предлагает ребенку его продолжить, например, "Утром я…", "В школе мы…". Это помогает ребенку осваивать новые глаголы и использовать их в речи.
При организации занятий логопеду важно учитывать следующие принципы:
1. Регулярность и последовательность. Занятия должны проводиться регулярно, чтобы ребенок мог постепенно осваивать новый материал и закреплять пройденное.
2. Постепенное усложнение заданий. Слова и упражнения должны подбираться с учетом уровня подготовки ребенка, начиная с простых и знакомых слов и переходя к более сложным.
3. Поддержка и похвала. Положительное подкрепление важно для детей с ОВЗ, так как оно способствует повышению уверенности ребенка и его стремлению к новым достижениям.
В заключение можно отметить, что работа по развитию словарного запаса у детей с ОВЗ требует индивидуального подхода, использования игровых и ассоциативных методов, творческих упражнений. Занятия, направленные на расширение словарного запаса, помогают детям не только обогатить речь, но и приобрести важные коммуникативные навыки, развивать мышление и воображение. Систематическая работа в этом направлении позволяет детям с ОВЗ более успешно адаптироваться в обществе и способствует их эмоциональному и социальному развитию.
Список литературы
Азизова, Д. Б. Взаимодействие специалистов при организации образовательного процесса, реализующем инклюзивную практику / Д. Б. Азизова, О. Г.
Найяр
// Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-
практической
конференции / Отв. ред. Алехина С. В. − М. : МГППУ, 2013. – С. 344-349
Белькова Е.М. Дети с ОВЗ: специфика работы с детьми с нарушением речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №53.
Таштандинова
, Ю. П. Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. П.
Таштандинова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 535-538.