Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых упражнений | Атеева Анна Сергеевна. Работа №255653
Автор: Атеева Анна Сергеевна
В статье дается описание основных особенностей детей с ОНР, а также рекоментации по развитию словаря с помощью игровых упражнений.
Атеева Анна Сергеевна - студент ШГПУ, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития») квалификация – магистр
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято считать такую форму речевого расстройства, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Также следует отметить нарушение, как произносительной стороны речи, так и смысловой. Нарушение речи у детей дошкольного возраста может выражаться на разном уровне: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетико-фонетическими недоразвитиями. В данной работе нас интересует психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
Речевое развитие характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетико-фонетическими недоразвитиями. Дети этого уровня свободно общаются с окружающими, но нуждаются в помощи близких (родителей, воспитателей), которые вносят в их речь соответствующие пояснения, потому что самостоятельное общение для них затруднительно.
Если дети правильно произносят изолированные звуки, то в самостоятельной речи они звучат недостаточно четко. Также для них характерным является ряд моментов:
недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и
соноры
), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной
или
близкой фонетической группы;
замена некоторых звуков другими, более простыми по
артикуляции;
нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному;
смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.
Фонематическое недоразвитие у детей данной категории проявляется в недостаточно сформированных процессах дифференциации звуков. Чаще всего это те звуки, которые отличаются между собой тонкими акустическими или артикуляционными признаками, но иногда дети не могут различить и более контрастные звуки. Это влияет на овладение детьми звуковым анализом и синтезом[37].
Характерным для детей данного уровня является нарушение слоговой структуры. Наблюдается множество ошибок в звуконаполняемости слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
У детей, описываемого уровня фразовая речь приближена к низкой возрастной норме. Бытовой словарь, по сравнению с детьми с нормальной речью, намного беднее. В их словаре мало обобщающих понятий, чаще всего есть такие понятия, как игрушки, посуда, одежда, цветы. Образование антонимов происходит при помощи частицы «не», синонимов мало и почти не используются в речи. Также для этих детей трудно образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большое количество ошибок наблюдается при употреблении приставочных глаголов. Отсюда следует, что ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития внимания. У многих детей наблюдается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.
Недоразвитие речи также оказывает влияние и на развитие памяти. У таких детей достаточно сохранна смысловая и логическая память, однако довольно снижена вербальная память.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям данного уровня характерно не только общая соматическая ослаблённость, но и замедленное развитие локомоторных функций. Также им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических данных. У многих детей двигательная недостаточность проявляется в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.
Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.
У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Одним из главных принципов в развитии словарного запаса у детей с ОНР III уровня является принцип коммуникативного подхода. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения. В коммуникативном подходе предполагается широкое использование форм и приемов обучения, которые способствуют активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
В. П. Глухов отмечает, что при обучении детей лексически правильной связной речи, логопед должен действовать согласно следующим задачам:
-формировать и включать в «речевой арсенал» детей языковые средства построения связных высказываний,
-обучать нормам смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения,
- обеспечивать достаточную речевую практику, как основу практического усвоения важных закономерностей языка.
Именно игровая деятельность, организуемая логопедом на занятии, при непосредственном его соучастии отвечает всем вышеперечисленным задачам.
Играя, ребенку предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на развитие речи лучше использовать в игровой форме.
Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:
дидактическая игра должна опираться на программный
материал;
дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и
тактического);
назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны
детям;
пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне
привлекательными;
условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный
процесс.
Дидактические игры для детей предназначены для развития речи и в то же время ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Ребенок, играя, будет развивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, а также приобретать графические навыки, не догадываясь об этом.
Это достигается вовлечением ребенка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он (ребенок) – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
С привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий, панно коррекционная работа становится не только эффективнее, но и развивает у детей наглядно-образное мышление. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Важно помнить, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с ЗРР и у детей с ОНР.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев, и этот факт используется в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где есть отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук. Поэтому также важно помнить о пальчиковых играх.
Включение различных дидактических игр в процесс обучения способствует успешной коррекции по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Использование дидактических игр и упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по развитию лексического строя речи у детей с ОНР.