Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие слухового восприятия у детей младшего школьного возраста | Рудакова Ольга Григорьевна. Работа №351127

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Музыкальное воспитание на сегодняшний день является одной их важнейших задач современного образовательного пространства,  где формирование осознанного музыкального восприятия является одним из основных ключевых направлений.  В данной статье можно ознакомиться с основными направлениями и методами музыкального образования, способствующим развитию слухового музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.

Развитие слухового восприятия у детей младшего школьного возраста.

 

Музыкальное воспитание на сегодняшний день является одной их важнейших задач современного образовательного пространства, которое играет огромную роль в процессе развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. В системе музыкального образования детей школьного возраста произошли большие изменения, которые начались первоначально с изменения названия урока: «урок пения» был заменен на урок «Искусство», затем «урок музыки», так в концепции урока. По-новому ставится вопрос о музыкальном воспитании, где согласно обновлённой программе, на уроках музыки уже не стоит первоочередная задача «развитие вокально-хоровых навыков», а основным направлением является «воспитание грамотного слушателя». Причины пересмотра весьма разнообразны, одна из которых: недостаточный уровень культурно-нравственного воспитания в семье, проводящий к неразвитому или слабо развитому музыкальному восприятию. И как следствие - это приводит к тому, что музыкальная культура у детей остаётся несформированной.

Формирование осознанного музыкального восприятия – сложный многоуровневый процесс и представляет для младших школьников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями учеников.

Поэтому, эффективность развития музыкального восприятия на уроках музыки, особенно на начальном этапе, в значительной степени определяется применением учителем соответствующих методов обучения. Ведь особенно на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Но, почувствовать в музыке настроение - это не главное, важно, чтобы он осмыслил, понял идею произведения, затем, осознал содержание, благодаря выразительным элементам музыкальной речи и комплекса выразительных средств, форм.

И как верно отметил И.В.Школяр: «современный подход к обновлению музыкального образования требует от учителя ориентации на специфику предмета и отбора методов, поэтому нужно обратиться к интонационной сущности музыкального искусства и рассматривать проблемы восприятия в отношении естественных основ музыки и её художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального и логического».

Да, именно учитель создаст все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку благодаря различным методам и приемами, к которым относятся:

- вступительное слово. Ведь здесь важно найти правильно образные сравнения, яркие выражения, например, идея, объединяющая части симфонии или глубину и разнообразие человеческих чувств в романсе, что будет способствовать сознанию эмоционального настроения, необходимого для восприятия произведения, вызывая интерес к нему.

- применение поэзии, живописи, проводящие к осознанию содержания произведения. Н.Л. Гродзенская считала, что этот метод может иметь место, когда речь идет о темах, далеких от непосредственного жизненного опыта учащихся (например: К.Моне «Утро» - П.И.Чайковский «Утренняя молитва», «Масленичные гулянье» - «Петрушка» Стравинский). Благодаря этому, произведение оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. Однако использование на уроке произведений других видов искусства может привести детей к ошибочному пониманию содержания музыки, когда они начинают искать в ней конкретный литературный сюжет или события, изображенные на картине. Поэтому использование на уроке произведений других видов искусств, требует от учителя довольно высокой искусствоведческой культуры и педагогического мастерства.

- настрой учащихся слышать музыку. Учитель с самого начала школьных занятий музыкой формирует навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), благодаря непреложному закону: когда звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает ответ. Таким образом, в классе воцаряется атмосфера, близкая к атмосфере концертного зала и у ребят быстро проявляются не только навыки внимательного слушания, но и любовь, и уважение к музыке.

- восприятие музыки. Учитель постепенно подводит детей к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. К умению рассуждать о музыке, давать эстетическую оценку ее содержанию. И прежде всего это во многом зависит от звучащих на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвященные героической тематике («Клоуны» Д.Кабалевский, «Детский альбом» П.Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санс, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Картинки с выставки» М.Мусоргский). На это воздействует комплексом средств музыкальной выразительностиадогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм), именно они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

На начальном этапе осознание содержания произведения и средств музыкальной выразительности происходит на основе яркой, доступной детям жанровой музыки. Жанр песни, танца, марша дети определяют легко. Поэтому, знакомя учащихся со многими примерами жанровой музыки, учитель стремится, чтобы дети не только почувствовали её характер, но и осознали особенности каждого жанра. Для этого можно применить метод сравнения, где детям дается задание не только сопоставить пьесы, но и найти общее. Проведя анализ дети поймут, что музыка связана с разными жизненными ситуациями может имеет много разновидностей (пример: «Прогулка» М.Мусоргского и «Прогулка» С.Прокофьева, военный марш и сказочный, «Утро» Э.Григ и «Утренняя молитва» П.Чайковского и .т.д.)

Сравнительный анализ способствует внимательному прослушиванию музыкального произведения, формированию умения следить за развитием музыкального образа. При этом в каждом конкретном случаи учитывается своеобразие произведений и музыкальный опыт школьников.

Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в музыкальных терминах, ярких словесных характеристиках образов и помогут детям осознанно воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения. А чтобы они нашли нужные слова для описания характера произведения, можно выделить наиболее подходящие заранее на плакат или доску.

Постепенно на основе обобщения полученных впечатлений у детей появляется осознание о том, что образное содержание произведений передается средствами музыкальной выразительности, поэтому после освоения жанровых особенностей произведений можно и подвести к пониманию выразительности и изобразительности в музыке, поскольку она может выражать настроение (например: «Весело-грустно» Л.Бетховен), характер (ласковое, нежное -«Ласковая просьба» Г.Свиридова, волевой - «Кавалерийская» Д.Кабалевского, шутливый - «Вальс-шутка» Д.Шостаковича).

При изобразительном восприятии, формируется представление об изобразительной стороне музыки на основе на основе восприятия произведений, воплощающих образы природы, животных («Заход солнца» Э.Грига, «Утро» Прокофьева, передающих движение «Смелый наездник» Р.Шумана). Внимание учащихся обращается на звукоподражание в музыке: пению птиц, колокольному звону. Для этого можно применить ассоциативный метод восприятия.

В процессе знакомства с музыкальными произведениями у детей постепенно углубляются, расширяются и пополняются знания новыми представлениями о выразительных и изобразительных возможностях музыки. Они знакомятся с элементами музыкального языка, его выразительной сущностью, ритмом, динамикой, соотнесением музыкального языка к национальным интонациями. А при обобщении полученных представлениях о музыкальных образах, придут к выводу, что образы получают целостное развитие не только благодаря средствам музыкальной выразительности, но и получают развиваются в определенной форме: одночастной, двух и трёхчастной, форме рондо и вариации, где одночастная, двух и трёхчастная форма строится по принципу повтора, контраста, а форма рондо- по принципу чередования главной темы. Такое строение можно объясняет на аналогии со структурой народных сказок «Теремок», «Колобок». Слушая рондо (например Фарлафа из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» и рондо Л.Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша») дети должны почувствовать образные характеристики и осознать значение принципа повторяемости музыкального материала. Освоение формы вариаций может тоже происходить в различных видах музыкальной деятельности, поскольку расширить представления детей о выразительности данной формы можно благодаря прослушиванию уже хорошо знакомых мелодий (например: «Во поле березка стояла»). что облегчает процесс наблюдения за развитием музыкального образа. Еще Б. В. Асафьев неоднократно говорил, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее не известном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Таким образом, весь комплекс выразительных средств, форм и прицепов развития восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате, идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее - это напряженная работа сердца, ума, особое творчество.

 

Список литературы

 

Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. :

М, 1947

Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. 1991

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965

Абдуллин Э. Б. Музыка в начальных классах. М., 1985

Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в школе.

«Просвещение» 1983

6) Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.

«Просвещение» 1983

7) Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в

общеобразовательных учреждениях. «Академия» 2002

8) Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального

воспитания в школе». 1998

9)Затямина Т. А. Конструирование современного урока музыки

«ГЛОБУС» 2007

10) Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного

воздействия музыки / В.В. Медушевский. : М, 1976

11) Осеннева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания

младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С.

Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия»,

2001

12) Шацкая, В.Н. Музыка в школе / В.Н. Шацкая/ : М., 1963

13) Школяр И. В. Музыкальное образование детей. М.: 2001

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×