Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие социально-эмоциональных навыков у младших школьников на продленке | Гурская Наталия Владимировна. Работа №349862

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию социально-эмоциональных навыков у младших школьников во время занятий в группе продлённого дня. Описаны основные виды деятельности, направленные на формирование у детей умения взаимодействовать, выражать эмоции и понимать чувства других. Приведены примеры игр и упражнений, которые помогают создать комфортную и благоприятную атмосферу в группе продлённого дня.

Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки, младшие школьники, продлёнка, взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, занятия.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОДЛЕНКЕ

 

Гурская Наталия Владимировна, воспитатель группы продленного дня

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Полярные Зори «Гимназия № 1»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию социально-эмоциональных навыков у младших школьников во время занятий в группе продлённого дня. Описаны основные виды деятельности, направленные на формирование у детей умения взаимодействовать, выражать эмоции и понимать чувства других. Приведены примеры игр и упражнений, которые помогают создать комфортную и благоприятную атмосферу в группе продлённого дня.

Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки, младшие школьники, продлёнка, взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, занятия.

 

Развитие социально-эмоциональных навыков у младших школьников играет важную роль в формировании личности и адаптации ребёнка в коллективе. Группа продлённого дня, как часть школьного образовательного процесса, предоставляет дополнительные возможности для этого, поскольку позволяет детям общаться в более свободной обстановке, не ограниченной рамками уроков. На продлёнке можно проводить разнообразные мероприятия, которые помогут детям научиться понимать и выражать свои эмоции, уважать чувства других, развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе.

Игры на развитие эмоционального интеллекта помогают детям лучше понять собственные чувства и научиться их выражать. Например, можно использовать игру «Эмоциональные маски», в которой дети показывают выражения лица, соответствующие разным эмоциям, а другие дети угадывают, что они означают. Это развивает эмоциональную грамотность и помогает детям осознать, что они могут испытывать разные эмоции, а также учит их выражать их безопасным и конструктивным способом. Важно, чтобы дети понимали, что все эмоции, как положительные, так и отрицательные, естественны и имеют право на существование.

Групповые задания и проекты способствуют развитию коммуникативных и кооперативных навыков у младших школьников. Дети учатся договариваться, планировать совместные действия, обсуждать и принимать коллективные решения. Например, можно предложить детям создать общую картину или поделку, где каждый будет вносить свой вклад в общий результат. Это учит их взаимодействовать друг с другом, слушать и учитывать мнение других участников, развивает чувство ответственности за общее дело и помогает формировать умение работать в команде. Такие упражнения укрепляют социальные навыки и развивают уважение к чужому мнению.

Ролевые игры и театральные постановки помогают детям освоить социальные роли и понять правила поведения в разных ситуациях. На продлёнке можно устраивать небольшие театральные представления, где дети играют роли разных персонажей, например, «доктора», «учителя» или «полицейского». Это позволяет детям экспериментировать с различными моделями поведения, учит выражать эмоции с помощью мимики, жестов и интонации, а также помогает развивать эмпатию. Театральные игры позволяют детям лучше понять себя и других, учат находить подход к каждому и развивают навыки конструктивного общения.

Игры на развитие эмпатии и взаимопонимания учат детей понимать и принимать чувства других людей. Например, игра «Я — ты» предполагает, что дети по очереди встают на место друг друга и описывают, что они чувствуют и думают в разных ситуациях. Это помогает развить способность ставить себя на место другого, понимать его эмоции и быть более терпимыми к окружающим. Умение проявлять эмпатию является важным компонентом социального интеллекта, который помогает детям находить общий язык с окружающими и строить гармоничные отношения.

Занятия по развитию навыков саморегуляции помогают детям научиться управлять своими эмоциями и справляться со стрессом. Например, можно проводить дыхательные упражнения или практиковать «минутки спокойствия», когда дети закрывают глаза, сосредотачиваются на своём дыхании и стараются расслабиться. Такие упражнения помогают детям научиться контролировать свои эмоции, снижать уровень тревожности и лучше справляться с эмоциональными нагрузками. Навыки саморегуляции особенно важны для младших школьников, так как они учат детей сохранять спокойствие в сложных ситуациях и находить способы справляться с трудностями.

Создание доверительной и поддерживающей атмосферы на продлёнке также способствует развитию социально-эмоциональных навыков. Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и могли свободно выражать свои чувства и мысли. Воспитатель на продлёнке может регулярно проводить обсуждения, на которых дети могут делиться своими переживаниями, рассказывать о том, что их волнует или радует. Например, можно организовать круглый стол в конце дня, где каждый ребёнок сможет рассказать о своих впечатлениях и обсудить, что ему понравилось. Это помогает детям лучше осознавать свои чувства и учит их высказываться в безопасной среде.

Использование цифровых технологий также может быть полезным инструментом для развития социально-эмоциональных навыков. Существует множество приложений и игр, которые помогают детям развивать эмоциональный интеллект, учат понимать эмоции и развивают навыки сотрудничества. Например, можно использовать программы, в которых дети выполняют задания на распознавание эмоций или учатся находить решения конфликтных ситуаций. Такие игры помогают детям лучше осознавать собственные эмоции, учат их учитывать эмоции других людей и искать мирные способы решения проблем.

Подводя итог, можно отметить, что развитие социально-эмоциональных навыков у младших школьников на продлёнке требует комплексного подхода, включающего игры, групповые задания, театральные постановки и занятия по развитию саморегуляции и эмпатии. Важно, чтобы воспитатель создавал на продлёнке атмосферу поддержки и доверия, где каждый ребёнок чувствует себя принятым и может развиваться. Развитие социально-эмоциональных навыков способствует успешной адаптации детей в обществе, помогает им учиться конструктивному общению и закладывает основу для формирования здоровых взаимоотношений.

В заключение следует отметить, что успешная адаптация первоклассников к школьной жизни требует комплексного подхода, который включает в себя формирование положительного отношения к школе, развитие коммуникативных и организационных навыков, эмоциональную поддержку и постепенное введение школьных правил. Важно, чтобы воспитатель, учителя и родители работали сообща, создавая для детей комфортные условия, в которых они смогут учиться, развиваться и чувствовать себя уверенно в новой обстановке. Такой подход способствует гармоничному переходу от детского сада к школе и помогает детям успешно справляться с первыми школьными задачами.

 

Список литературы

Дарманян

, А. С. Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника / А. С.

Дарманян

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 122-125.

Власовец, Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе / Ю. М. Власовец. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 45-47.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×