Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Мария Александровна Сутормина, Альфия Фаатовна Харютина. Работа №349842
Одной из главных задач дошкольного периода является социализация ребенка и значимая ее часть – развитие коммуникативных способностей ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Общение ребенка – это не только коммуникативная способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать различную мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и рассматривать их в ходе общения.
Коммуникативные навыки — не врожденные, взаимодействию с окружающими можно научиться.
Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.
Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.
Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.
Прежде чем подобрать занятия для ребенка, нужно помнить о следующем:
Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, так как у дошкольников работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.
Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.
Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.
Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.
Игра Хор животных. Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: кря-кря, мяу-мяу, ква-ква-ква. Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
Игра Комплименты. Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
Игра Мышеловка. Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется мышка. Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, делаем вывод о том, что в общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. В то же время, в процессе общения со взрослыми ребенок учится говорить и знать, как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания.
Кроме того, именно через общение ребенок усваивает от взрослого его образы, поэтому на родителей и педагогов ложится особая ответственность за построение взаимодействия.
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников – очень актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений оказывает влияние не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Воспитатель Сутормина Мария Александровна
Воспитатель Харютина Альфия Фаатовна