Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ | Науменко Ирина Александровна. Работа №322868

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Социальную компетентностью дошкольника мы понимаем, как интегративное качество личности, проявляющееся в разных видах социального взаимодействия, обеспечивающее установление   гуманных социальных отношений, в ходе их присвоения и сотворения. Социальная компетентность дошкольника, обладая интегративной природой и включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный.

На наш взгляд,  мотивационный компонент социальной компетентности старшего дошкольника как   потребность в общении и социальном  взаимодействии   со сверстниками, взрослыми обеспечивается  сформированными  навыками общения: адекватностью использования  вербальных и невербальных средства общения, владением  диалогической речью и конструктивными способами взаимодейст­вия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределять действия при сотрудничестве); способностью изменять стиль общения со взрослым или сверстником в за­висимости от ситуации.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Науменко Ирина Александровна, воспитатель МДОБУ № 43, г. Новокубанск
Современная социокультурная ситуация в России определяет процесс качественного образования, с усилением в его содержании культурологического, развивающего и личностного потенциала. Наше общество нуждается в активной личности, способной к самореализации, к проявлению социальной активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы личности закладываются в дошкольном детстве (Л.М. Кларина, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.) Мы разделяем позицию Л.В. Коломийченко [6] о том, что процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком социальных норм, утверждение себя как социального субъекта.
Исследователь Л.В. Гордиевских отмечает, что социальная компетентностьдошкольника - это приобретаемые компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, ценностно-смысловые, личностные), важные для его последующей жизни навыки коллективного поведения и деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность.
Социальную компетентностью дошкольника мы понимаем, как интегративное качество личности, проявляющееся в разных видах социального взаимодействия, обеспечивающее установление гуманных социальных отношений, в ходе их присвоения и сотворения. Социальная компетентность дошкольника, обладая интегративной природой и включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный.
На наш взгляд, мотивационный компонент социальной компетентности старшего дошкольника как потребность в общении и социальном взаимодействии со сверстниками, взрослыми обеспечивается сформированными навыками общения: адекватностью использования вербальных и невербальных средства общения, владением диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределять действия при сотрудничестве); способностью изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Познавательный компонент социальной компетентности старшего дошкольника предусматривает наличие представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Поведенческий компонент социальной компетентности старшего дошкольника обеспечивается становлением первичных нравственных ориентаций у детей. Нравственные ценности объединяются на основании всех тех поступков, которым мы не только даём определённую личную оценку, и полностью одобряем, а значит оцениваем, как хорошие, благие, добрые. Основой для любых моральных ценностей выступает, понятие добра, что связывает с собой действия и норм нравственного поведения, принципов.
Эмоциональный компонент социальной компетентности старшего дошкольника связан со стремлением детей проявить высшие, положительные человеческие качества и социально-нравственные чувства и эмоции; возможность проявлять нравственные чувства (радость, любовь, сострадание, сочувствие).
Изучив научно-методическую литературу, мы считаем, что основными механизмами развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста являются: социальная ориентация, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная регуляция, социальный опыт.
Развитие социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста система реализуется через интегративную подход.
Интегративный подход к развитию социальной компетентности старших дошкольников складывается из взаимосвязанных компонентов:
- определения значимого содержания в контексте социально-коммуникативного направления;
- содержательного детализирования социально-коммуникативного направления через все образовательные области;
-интегративной поддержки социально-коммуникативного направления через игровую деятельность, режимные моменты, прогулку;
- включенности детей в атмосферу изучаемой тематики вне образовательной деятельности;
- привлечения родителей воспитанников к поддержке познавательного интереса к развития социальной компетентности у детей;
- осуществления социокультурной поддержки со стороны социума;
- обогащение предметно-развивающей среды тематической дидактикой, наглядностью, видео- и аудиотекой, костюмами, художественной литературой и энциклопедическим материалом, произведениями живописи и музыкального искусства, стимулирующей социальный опыт детей.
В нашей работе по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста нашли применение так называемые интегрированные циклы Азбука общения, Азбука эмоций, Азбука доброты.
Азбука общения это психолого-педагогический курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста от 4-7 лет. Содержание предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия (на основе разработки Л.М. Шипициной).
Азбука эмоций обеспечивает интеграцию художественно-изобразительной деятельности детей и музыкальной. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой детской музыки – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др. Предполагается рисование красками любого настроение (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями чтобы, глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор.
Азбука доброты, предусматривающую проведение этических бесед (Зачем говорят здравствуй, Как дети могут заботиться о взрослых, Почему нужно уметь уступать, Правила дружной игры) и др. Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, способствующая формированию переживания-действия (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными).
Поэтому одним условием социального становления ребенка, формирования социальной компетентности является разнообразная его деятельность: игра, познавательная, изобразительная, предметная и совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем (проекты, акции).
Список используемой литературы:
АнтоноваТ. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.
Гордиевских Л.В. Актуальность проблемы социализации дошкольников - М., 2004.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – №5.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×