Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие социальных навыков у детей с ЗПР в начальной школе | Мяннанова Гельнур Амировна. Работа №353669. Номер работы: №353669

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития социальных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в начальной школе. Описаны теоретические аспекты проблемы, включающие анализ работ ведущих исследователей, и практические подходы к формированию социальных умений у данной категории учащихся. Приведены методы и упражнения, которые способствуют развитию коммуникативных способностей, навыков сотрудничества и адаптации в коллективе. 

Ключевые слова: социальные навыки, задержка психического развития, начальная школа, коммуникативные способности, адаптация, коррекционная педагогика. 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Мяннанова Гельнур Амировна, учитель

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №89" г. Ульяновск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития социальных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в начальной школе. Описаны теоретические аспекты проблемы, включающие анализ работ ведущих исследователей, и практические подходы к формированию социальных умений у данной категории учащихся. Приведены методы и упражнения, которые способствуют развитию коммуникативных способностей, навыков сотрудничества и адаптации в коллективе.

Ключевые слова: социальные навыки, задержка психического развития, начальная школа, коммуникативные способности, адаптация, коррекционная педагогика.

 

Социальные навыки являются важным элементом общего развития ребенка и его успешной адаптации в коллективе. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны трудности в межличностных отношениях: они с трудом устанавливают контакты, не всегда понимают социальные нормы, испытывают трудности с самоконтролем и адаптацией в коллективе.

Согласно исследованиям В.В. Лебединского, ЗПР характеризуется задержкой в формировании эмоционально-волевой и социальной сфер, что усложняет взаимодействие детей с окружающим миром. Л.С. Выготский отмечал, что социализация ребенка требует целенаправленного педагогического воздействия, особенно если речь идет о детях с особенностями развития.

Социальные навыки включают в себя:

1. Коммуникативные умения — способность эффективно общаться с окружающими.

2. Навыки саморегуляции — умение контролировать свои эмоции и поведение.

3. Навыки сотрудничества — умение работать в группе, выполнять совместные задачи.

У детей с ЗПР эти навыки развиты недостаточно, что проявляется в:

- Трудностях установления контакта со сверстниками и взрослыми.

- Сложностях с пониманием эмоций и мотивов поведения других людей.

- Недостаточной сформированности ролевого поведения в группе.

Исследования Т.А. Власовой и Л.С. Выготского подтверждают, что обучение детей с ЗПР требует систематической работы, направленной на развитие их эмоциональной и социальной сфер. Включение в учебный процесс специальных методов и технологий позволяет улучшить социальные навыки и повысить уровень адаптации детей.

Методы и технологии развития социальных навыков:

1. Игровые методы.

- Ролевые игры ("магазин", "школа", "семья") помогают детям осваивать социальные роли и взаимодействовать в безопасной среде.

- Коллективные подвижные игры способствуют развитию сотрудничества и навыков взаимодействия.

2. Выполнение совместных заданий (рисование плакатов, решение задач) развивает умение слушать других, учитывать мнение каждого члена группы.

3. Метод моделирования социальных ситуаций. Дети разыгрывают ситуации из повседневной жизни (например, "как помочь другу", "что делать, если ты поссорился"), что помогает им осознавать социальные нормы и правила поведения.

4. Арт-терапия. Творческая деятельность (рисование, лепка, создание общих проектов) помогает выразить свои чувства и установить контакт с окружающими.

5. Тренинг коммуникативных навыков. Упражнения, направленные на развитие активного слушания, поддержания беседы, выражения благодарности и извинений.

Примеры упражнений:

1. "Комплимент другу". Дети учатся говорить друг другу добрые слова, что способствует развитию эмпатии и установлению положительных отношений.

2. "Лабиринт дружбы". Групповое задание, где дети, выполняя совместную задачу, учатся договариваться, распределять роли и помогать друг другу.

3. "Кто я?". Участник изображает животное или персонажа, а другие пытаются угадать. Это упражнение помогает детям проявлять инициативу и взаимодействовать с группой.

Исследования Т.В. Волковой показывают, что применение игровых и ролевых методов способствует развитию у детей с ЗПР навыков общения и сотрудничества. В экспериментальных группах отмечалось снижение уровня конфликтности и увеличение числа позитивных взаимодействий.

Работы Н.Н. Смирновой доказывают, что тренинги по развитию коммуникативных умений помогают детям лучше осваивать социальные нормы и правила. По результатам исследования, через 6 месяцев занятий дети демонстрировали более уверенное поведение в группе и улучшение навыков самообслуживания.

Исследования А.Г. Асмолова подтверждают, что формирование социальных навыков у детей с ЗПР должно быть включено в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особенностей. Это позволяет снизить уровень тревожности у детей и повысить их успешность в обучении.

В заключение отметим, что развитие социальных навыков у детей с ЗПР является ключевым аспектом их адаптации в коллективе и подготовки к дальнейшей жизни. Использование игровых методов, арт-терапии и моделирования ситуаций позволяет детям научиться взаимодействовать с окружающими, понимать и принимать социальные нормы. Успешное формирование этих навыков требует систематической и целенаправленной работы педагога, а также взаимодействия с родителями и специалистами.

 

Список литературы

Ангеловская

, Н. В. Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития / Н. В.

Ангеловская

. — Текст: электронный //

Инфоурок

: [сайт]. — URL:

https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnyh-potrebnostej-u-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-7045281.html???history=4&pfid=1&sample=0&ref=0

Гаврилушкина

, О. П. Обучение и воспитание умственно отсталых школьников / О.

П.Гаврилушкина

, Н. Д. Соколова. — М.: АСТ, 2017. — 172 с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АСТ, 2017. — 96 с.

Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. — М.: Высшая школа, 2017. — 295 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×