Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие soft skills у студентов СПО | Мирзоев Мансур Рамисович. Работа №347626. Номер работы: №347626

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В современном мире, где технологии и рынок труда постоянно изменяются, становится все более актуальным развитие так называемых soft skills у студентов среднего профессионального образования (СПО). Эти навыки, включающие в себя коммуникацию, работу в команде, критическое мышление и эмоциональный интеллект, играют ключевую роль в успешной профессиональной деятельности. Статья рассматривает важность формирования soft skills, а также методы и подходы, которые преподаватели могут использовать для их развития в процессе обучения. Отдельное внимание уделяется внедрению интерактивных методов, проектной деятельности и развитию критического мышления как основным стратегиям для повышения уровня soft skills у студентов.

          Ключевые слова: soft skills, студенты, СПО, коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект, критическое мышление.

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ СПО

 

Мирзоев Мансур Рамисович, преподаватель

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

(Колледж многоуровневого профессионального образования)

 

Аннотация: В современном мире, где технологии и рынок труда постоянно изменяются, становится все более актуальным развитие так называемых soft skills у студентов среднего профессионального образования (СПО). Эти навыки, включающие в себя коммуникацию, работу в команде, критическое мышление и эмоциональный интеллект, играют ключевую роль в успешной профессиональной деятельности. Статья рассматривает важность формирования soft skills, а также методы и подходы, которые преподаватели могут использовать для их развития в процессе обучения. Отдельное внимание уделяется внедрению интерактивных методов, проектной деятельности и развитию критического мышления как основным стратегиям для повышения уровня soft skills у студентов.

Ключевые слова: soft skills, студенты, СПО, коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект, критическое мышление.

 

В условиях глобализации и стремительных изменений в экономике растет значимость мягких навыков, или soft skills, у студентов. Для успешной адаптации к требованиям современного рынка труда недостаточно иметь лишь профессиональные знания. Умение работать в команде, эффективно общаться и проявлять лидерские качества становится все более важным для карьерного роста и профессионального развития. Поэтому развитие soft skills у студентов СПО — это не просто актуальная задача, а необходимое условие для их успешного будущего.

Основные soft skills включают в себя множество компетенций, таких как коммуникационные навыки, работа в команде, критическое мышление, креативность, управление временем и эмоциональный интеллект. Эти навыки позволяют студентам не только успешно взаимодействовать с коллегами и клиентами, но и справляться с трудностями, находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу. В условиях, когда работодатели все чаще акцентируют внимание на умениях, а не на знаниях, развитие soft skills становится одним из приоритетов образовательного процесса.

Одним из эффективных способов развития soft skills у студентов является внедрение интерактивных методов обучения. Эти методы позволяют сделать учебный процесс более динамичным и вовлекающим. Например, использование ролевых игр, деловых игр и симуляций помогает студентам развивать навыки общения, работы в команде и критического мышления. В ролевых играх студенты могут примерять на себя различные роли, что позволяет им развивать эмпатию и понимание точек зрения других людей.

Кроме того, проектная деятельность становится важным инструментом для формирования soft skills. Работа над проектами требует от студентов умения планировать, организовывать свою работу и взаимодействовать с другими участниками. Проектная деятельность может быть реализована как в рамках учебного процесса, так и в виде внеаудиторной работы. Например, студенты могут работать над проектами, связанными с реальными проблемами и задачами, с которыми сталкивается их профессиональная сфера. Это не только способствует развитию профессиональных навыков, но и помогает студентам научиться сотрудничать и эффективно общаться друг с другом.

Критическое мышление — еще один важный аспект, который необходимо развивать у студентов СПО. Умение анализировать информацию, оценивать различные источники и делать обоснованные выводы является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Включение в учебный процесс задач, требующих критического анализа, обсуждений и дебатов, поможет студентам развивать это важное умение. Преподаватели могут использовать различные форматы, такие как групповые обсуждения, кейс-методы и критические рефлексии, чтобы поощрять студентов к активному участию и обмену мнениями.

Развитие эмоционального интеллекта также имеет огромное значение. Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать собственные эмоции и эмоции других, а также управлять ими. Это качество особенно важно для специалистов, работающих в сфере обслуживания, управления и коммуникации. Преподаватели могут помогать студентам развивать эмоциональный интеллект через занятия, направленные на самопознание, управление стрессом и понимание межличностных отношений. Такие навыки не только способствуют улучшению взаимоотношений в группе, но и помогают студентам в дальнейшем профессиональном взаимодействии.

Важным аспектом развития soft skills является создание благоприятной учебной среды, которая поддерживает взаимодействие и сотрудничество. Преподаватели должны активно поощрять студентов к обмену опытом, идеи и поддерживать их инициативы. Регулярные обсуждения, обратная связь и сотрудничество между студентами помогают укрепить взаимопонимание и доверие в группе, что является основой для успешного развития soft skills.

Помимо этого, важно уделять внимание и оценке soft skills в процессе обучения. Преподаватели могут разрабатывать критерии и инструменты оценки, которые помогут не только отслеживать прогресс студентов, но и дать им возможность осознать свои сильные и слабые стороны в этой области. Это может включать саморефлексию, обратную связь от преподавателя и коллег, а также использование различных форматов оценки.

Таким образом, развитие soft skills у студентов СПО — это сложный и многоуровневый процесс, требующий активного участия преподавателей и студентов. Внедрение интерактивных методов, проектной деятельности и критического мышления способствует формированию необходимых компетенций, которые помогут студентам успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда. Преподаватели должны создавать поддерживающую образовательную среду, которая поощряет взаимодействие и сотрудничество, а также развивать эмоциональный интеллект и критическое мышление. Уделяя внимание формированию soft skills, мы подготавливаем студентов к успешному будущему, где их умения и навыки будут играть решающую роль в профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

Гарбузов И.С.,

Дуран

Т.В.

Реализация тенденции развития

soft

skills

в системе среднего профессионального образования

// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tendentsii-razvitiya-soft-skills-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.10.2024).

Гнатышина

Е. В., Ивашкова А. А.

Теоретический анализ подходов к проблеме формирования «

soft

skills

» студентов колледжа

// Вестник

ЮУрГГПУ

. 2021. №6 (166). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-probleme-formirovaniya-soft-skills-studentov-kolledzha (дата обращения: 17.10.2024).

Шалдина

, А. В. Формирование

soft

skills

обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В.

Шалдина

. —

Текст :

непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). —

Казань :

Молодой ученый, 2021. — С. 65-71. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16738/ (дата обращения: 17.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×