Развитие soft skills у студентов СПО | Кондакова Марина Борисовна. Работа №345930. Номер работы: №345930
Аннотация. В статье рассматривается важность развития soft skills (гибких навыков) у студентов среднего профессионального образования (СПО). Обсуждаются ключевые soft skills, их влияние на успешность профессиональной деятельности и личностное развитие. Также затрагиваются методы и подходы к их формированию в рамках образовательного процесса. Отдельное внимание уделяется роли преподавателя в развитии этих навыков и взаимодействии с работодателями.
Ключевые слова: soft skills, гибкие навыки, студенты СПО, профессиональные компетенции, образование, коммуникация, критическое мышление.
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ СПО
Кондакова Марина Борисовна, преподаватель
ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, г. Москва
Аннотация. В статье рассматривается важность развития soft skills (гибких навыков) у студентов среднего профессионального образования (СПО). Обсуждаются ключевые soft skills, их влияние на успешность профессиональной деятельности и личностное развитие. Также затрагиваются методы и подходы к их формированию в рамках образовательного процесса. Отдельное внимание уделяется роли преподавателя в развитии этих навыков и взаимодействии с работодателями.
Ключевые слова: soft skills, гибкие навыки, студенты СПО, профессиональные компетенции, образование, коммуникация, критическое мышление.
Современный рынок труда требует от специалистов не только владения профессиональными знаниями и умениями (hard skills), но и развитых soft skills — гибких навыков, которые включают в себя коммуникативные умения, способность работать в команде, креативность, критическое мышление, стрессоустойчивость и другие личностные качества. В системе среднего профессионального образования (СПО) развитие этих навыков приобретает особую значимость, так как именно они определяют, насколько успешно молодой специалист сможет адаптироваться в профессиональной среде и эффективно взаимодействовать с коллегами и работодателями.
Soft skills нельзя отнести к конкретной профессиональной области, однако они играют важную роль в любой сфере деятельности. Например, такие навыки, как умение общаться с людьми, управлять своим временем и работать в условиях многозадачности, востребованы как среди представителей технических профессий, так и среди работников сферы услуг или менеджмента. Важно отметить, что работодатели всё чаще обращают внимание не только на диплом и квалификацию соискателей, но и на их личностные качества, которые позволяют строить продуктивные рабочие отношения и эффективно решать задачи.
Одним из ключевых soft skills, которые должны развиваться у студентов СПО, является коммуникация. Умение грамотно излагать свои мысли, вести деловую переписку, проводить переговоры и эффективно взаимодействовать с коллегами и клиентами — это навыки, которые необходимы практически в любой профессиональной деятельности. Преподавание должно быть ориентировано на активное вовлечение студентов в дискуссии, ролевые игры, дебаты, презентации, что способствует развитию их коммуникативных компетенций. Важно также уделять внимание обучению студентов методам эффективного слушания, так как успешное взаимодействие с людьми требует не только умения говорить, но и способности воспринимать и понимать информацию.
Не менее важным soft skill является критическое мышление. Студенты должны уметь анализировать информацию, делать выводы, сравнивать различные точки зрения и принимать взвешенные решения. В образовательном процессе можно применять метод кейсов, когда студенты анализируют конкретные ситуации и предлагают пути их решения. Это помогает развивать аналитические способности и способность рассматривать проблемы с разных сторон. Критическое мышление становится особенно актуальным в условиях информационного общества, где огромный объём данных требует фильтрации и анализа.
Также в СПО важно развивать у студентов такие навыки, как командная работа и управление конфликтами. В современных компаниях большая часть задач решается коллективно, поэтому умение работать в команде и эффективно распределять обязанности между участниками проекта является необходимым навыком. Преподаватели могут организовывать групповую работу на занятиях, моделируя реальную профессиональную деятельность, где каждый студент выполняет свою роль в коллективе. Важно также обучать студентов стратегиям разрешения конфликтов, так как рабочие ситуации нередко сопровождаются разногласиями, и успешный специалист должен уметь конструктивно решать возникающие проблемы.
Одним из значимых soft skills, которые всё чаще упоминаются среди работодателей, является гибкость и адаптивность. Быстрое изменение технологий и условий труда требует от работников способности быстро перестраиваться и осваивать новые навыки. Студенты СПО должны учиться не только выполнять задачи, связанные с их профессией, но и быть готовыми к изменениям и обновлениям в своей профессиональной области. В этом контексте важно внедрять в образовательный процесс задания, требующие нестандартного подхода, использования различных методов и креативного мышления.
Ещё одним важным навыком является самоорганизация и управление временем. Студенты, которые смогут эффективно планировать своё время и грамотно расставлять приоритеты, будут более успешны не только в учебе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Преподаватели могут помогать студентам осваивать методы тайм-менеджмента через проектную деятельность, где нужно самостоятельно распределять ресурсы и сроки выполнения задач.
Для успешного развития soft skills преподавателям необходимо применять разнообразные формы обучения, включающие интерактивные методы, проектную работу, деловые игры и тренинги. Такие формы обучения позволяют студентам погрузиться в реальные или моделируемые ситуации, где они могут проявлять свои личностные качества и получать обратную связь. Важно, чтобы студенты имели возможность не только узнавать о значении soft skills, но и применять их на практике в ходе выполнения конкретных заданий.
Роль преподавателя в развитии soft skills заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для формирования у студентов активной жизненной позиции, способности к саморазвитию и саморефлексии. Это требует от педагогов СПО не только владения методами активного обучения, но и постоянного обновления своих собственных навыков, чтобы быть примером для своих студентов.
Необходимо также учитывать, что развитие soft skills тесно связано с требованиями работодателей. Поэтому образовательные учреждения должны поддерживать связь с представителями бизнеса и промышленности, чтобы учитывать их ожидания и корректировать учебные программы в соответствии с запросами рынка труда. Введение практики и стажировок на предприятиях позволяет студентам СПО не только закрепить профессиональные навыки, но и развить гибкие навыки в условиях реальной работы.
Важным аспектом в развитии soft skills является осознание студентами значимости этих навыков для их будущей профессиональной карьеры. Преподаватели должны акцентировать внимание на том, что soft skills — это не второстепенные компетенции, а ключевые факторы успеха в любой профессиональной деятельности. Они помогают студентам быть более конкурентоспособными, повышают их шансы на трудоустройство и успешное продвижение по карьерной лестнице.
Таким образом, развитие soft skills у студентов СПО является важной задачей образовательного процесса, направленной на подготовку специалистов, способных эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям труда и быть востребованными на рынке. Формирование гибких навыков требует активного взаимодействия преподавателей, студентов и работодателей, а также использования инновационных методов обучения. Soft skills — это универсальные компетенции, которые помогают не только в профессиональной, но и в личной жизни, и их развитие должно стать приоритетом современной системы среднего профессионального образования.
Список литературы
Гарбузов И.С., Дуран Т.В. Реализация тенденции развития
soft
skills
в системе среднего профессионального образования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tendentsii-razvitiya-soft-skills-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.10.2024).
Цаликова, И. К. Научные исследования по вопросам формирования
soft
skills
/ И. К. Цаликова, С. В. Пахотина. Текст: электронный // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187–207.
Шалдина
, А. В. Формирование
soft
skills
обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В.
Шалдина
. —
Текст :
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). —
Казань :
Молодой ученый, 2021. — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16738/ (дата обращения: 04.10.2024).