РАЗВИТИЕ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ | Русанова Алина Евгеньевна. Работа №345461
Актуальность: по данным статистики, в России 13 миллионов глухих и слабослышащих людей, а один ребёнок из тысячи рождается с патологией слуха. Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребёнка. Это может выражаться в нарушении статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки [2, с.34].
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва «Виктория»
Старооскольского городского округа
РАЗВИТИЕ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Выполнила:
Русанова Алина Евгеньевна,
инструктор-методист
Старый Оскол, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
6
Общая характеристика основных нарушений слуха у детей младшего школьного возраста
6
Специфика адаптивной физической культуры
для детей,
имеющих отклонение в умственном развитии
10
Влияние занятий легкой атлетикой на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
12
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
16
2.1. Особенности использования легкоатлетических упражнений в процессе развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
16
2.2. Организация занятий легкой атлетики по развитию статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
29
ПРИЛОЖЕНИЕ
31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: по данным статистики, в России 13 миллионов глухих и слабослышащих людей, а один ребёнок из тысячи рождается с патологией слуха. Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребёнка. Это может выражаться в нарушении статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки [2, с.34].
Такие авторы, как Л.А. Добрынина, Н.Г. Байкина, Д.В. Шибанов,
Л.В. Шапкова и другие отмечают, что дети с нарушением слуха, а в особенности глухие, в ходе обучения в школе заметно отстают по уровню физической подготовленности и физического развития от своих слышащих сверстников [3, с.23].
У детей младшего школьного возраста с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, статического и динамического равновесия.
Высокий уровень развития современной легкой атлетики, является эффективным средством всестороннего развития личности. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по их координационной структуре, способствует развитию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях [3, с.12].
В условиях учебного заведения методика развития статического и динамического равновесия глухих и слабослышащих детей, основанная на применении строго дозированных упражнений, включённых в основные разделы программы по лёгкой атлетике, будет способствовать не только эффективному развитию статического и динамического равновесия учащихся, но и двигательной подготовленности в целом [12, с.42].
Проблема исследования: как наиболее эффективно использовать легкоатлетические упражнения, обеспечивающие развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Объектом данного исследования является процесс развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: использование легкоатлетических упражнений, направленных на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Цель исследования: подбор комплекса легкоатлетических упражнений, направленного на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Анализ научной, педагогической и психологической литературы по проблемам развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
2. Составление комплекса легкоатлетических упражнений, направленных на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
3. Апробация комплекса легкоатлетических упражнений в процессе занятий лёгкой атлетикой, обеспечивающего развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
4. Диагностика уровня развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на занятиях по лёгкой атлетике.
5. Разработка методических рекомендаций по развитию статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на занятиях по лёгкой атлетике.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, приемы педагогического эксперимента: наблюдение, диагностика, сравнение, анализ, обобщение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
1.1. Общая характеристика основных нарушений слуха у детей младшего школьного возраста
Для правильной организации обучения и воспитания детей с различными выраженными отклонениями слуха необходима точная классификация нарушений слуха, в частности для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.
Проблема нарушения слуха детально изучена в работах анатомов, физиологов, психологов, медиков. Выделены основные причины, приводящие к потере слуха, охарактеризованы основные виды нарушения слуха, дана подробная характеристика различных проявлений глухоты [1, с.14].
Глухие - лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи. В группе таких людей можно выделить две подгруппы:
Рано оглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. в период активного формирования речи). При этом выделяют 4 группы глухоты:
1. Люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний).
2. Люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду).
3. Люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов.
4. Люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения.
У рано оглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения.
Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет). Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.
Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.
Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод налицо - чем лучше слух, тем качественнее речь [9, с.49].
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Из причин обусловливающих врожденные нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин. Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым [8, с. 14].
Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое перфорация барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.
Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанные с этим заболевания евстахиевой трубы [14, с. 92].
Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.
Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту.
В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.
В возникновении стойких нарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюда относятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов.
Наследственные (генетические) нарушения слуха - нарушения, которые способны передаваться от предков к потомкам. Для осуществления такой передачи вовсе необязательно, чтобы биологические родители ребенка сами имели глухоту и тугоухость - к сожалению, довольно часто случается так, что отец и мать малыша, страдающего наследственной глухотой, обладают безукоризненным слухом. При этом в большинстве случаев нормально слышащий человек и не подозревает, что как минимум половина его яйцеклеток (или сперматозоидов) содержит мутантный ген, способный при определенных условиях вызвать нарушения слуха у его детей.
Выявить нарушения слуха у детей младшего школьного возраста бывает не всегда просто, особенно при неполной потере звукового восприятия. Но родители должны насторожиться, если ребенок смотрит телевизор или слушает музыку на все большей громкости, не отзывается на оклик, не отвечает на вопросы при расположении спиной к собеседнику или в другой комнате.
Известно, что ребенок с нарушениями слуха не может научиться говорить, что связано с двумя факторами. Во-первых, он не воспринимает обращенную к нему речь, не различая звуков. Во-вторых, нет возможности услышать произнесенные самим же слова и проконтролировать их правильность. Однако это справедливо лишь для ситуации, когда патология возникла еще в раннем детстве [4, с.76].
Дети с нарушениями слуха испытывают существенные затруднения в школе, поэтому их обучение рекомендовано проводить в специализированных учреждениях. Из-за речевых нарушений задерживаются коммуникативные навыки, формирование предметных представлений и обобщений. Отсутствие понимания эмоциональной окраски слов ведет к своеобразному развитию ребенка, дефект слуха способствует замкнутости и отчужденности [10, c.19].
Слуховые нарушения у детей являются крайне актуальной проблемой. Возникая в школьном возрасте, они хоть и не оказывают существенного влияния на речь, но затрудняют общение, обучение и получение других навыков. Поэтому крайне важно вовремя устранять причинные факторы, выявлять патологию и проводить качественную коррекцию.
Таким образом, многие причины могут вызывать различные виды нарушений слуха. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. В результате возможна полная или частичная потеря слуха у людей любого возраста, преимущественно у детей. Потеря слуха в первую очередь сказывается на развитии речи ребенка, коммуникативных навыках, формирования предметных представлений и обобщений.
1.2. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Слух теснейшим образом связан с движением. Взаимосвязь двигательного и слухового анализатора говорит о том, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функцией и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость [7, c.13].
Глухие и слабослышащие дети школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития.
В разном возрасте показатели физического развития глухих и слабослышащих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Нарушения двигательной сферы у детей с нарушением слуха:
1. Снижение уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%.
2. Трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом – до 21%.
3. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыкам ходьбы.
4. Относительно низкий уровень ориентировки в пространстве.
5. Замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми.
Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих и слабослышащих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объёма поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора [4, c.68].
Дети с нарушениями слуха склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца. У них уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости.
У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются:
1. Эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога).
2.Нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам).
3. Моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм).
4. Вестибулярные расстройства (шаткая походка, «шарканье» ногами при ходьбе, головокружения);
5. Нарушение речи (аутизм, невнятность).
6. Вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей).
В способностях сохранения статического и динамического равновесия слабослышащие школьники отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и школьном возрасте. В исследованиях ряда авторов слабослышащие дети показали полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Последние быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания [14, c.58].
Расстройства равновесия у детей с нарушениями слуха при отсутствии зрительного контроля отмечается у 45,7%. Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью [13, c.14].
Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о необходимости коррекции психофизического развития слабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учётом их индивидуальных особенностей.
1.3. Влияние занятий легкой атлетикой на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Равновесие тела человека - процесс динамический: в любой позе тело человека не остается неподвижным. Мы как бы теряем на мгновение равновесие и вновь его восстанавливаем. Бег, ходьба и другие действия, даже стояние на месте требуют постоянных усилий для удержания равновесия тела в нужной позе [15,c.40].
Статическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в какой-либо позе (фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т.п.);
Динамическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений (выполнение двигательной связки на бревне и т.п.).
По мнению Холодова Ж. К. равновесие можно разделить на:
1. Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях. «Кто дольше простоит», также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами и др.
2. Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке, спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком. Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы [10, c.32].
Лёгкая атлетика как раздел физического воспитания, широко используется для физического развития и коррекции нарушений среди слабослышащих школьников.
Лицам, имеющим дефекты органов слуха и речи (глухие и глухонемые), а также слабослышащим, доступны все виды лёгкой атлетики.
Развитие статического и динамического равновесия в легкой атлетике проявляется при выполнении всех технических действий и тесно связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у детей с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Дети с нарушением слуха по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям [6, c.44].
Для сохранения устойчивости тела человека необходимо, чтобы в каждый данный момент действию силы тяжести была противопоставлена сила, которая мешала бы естественному проявлению этого действия. Такой силой является сопротивление костей и сочленений с их связками и напряжение мышц.
Устойчивость тела человека достигается благодаря тонусу определенных мышечных групп, фиксирующих центр тяжести над площадью опоры. Это осуществляется или произвольными сокращениями мышц, или рефлекторно.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность ребенку быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим. Уровень развития равновесия в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребенка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Координационное совершенствование направлено также на подготовку детей к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Составляющими координационных способностей являются:
1. Координация движений - способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию.
2. Быстрота и точность действий.
3. Способность распределять и переключать внимание - функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов.
Уровень координационной способности определяется следующими способами:
1. Точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени.
2. Дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения.
3. Приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи.
4. Быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
5. Прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени.
6. Ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности [11, c.65].
Поэтому для воспитания статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, используются различные, постепенно усложняемые легкоатлетические упражнения, подвижные игры в процессе занятий лёгкой атлетикой.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
2.1. Особенности использования легкоатлетических упражнений в процессе развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные легкоатлетические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в пространстве.
Упражнения на равновесие состоят в удержании и перемещении тела на уменьшенной площади опоры. Они способствуют развитию координации движений, формированию правильной осанки. Тонкие и точные движения развивают мышечное чувство.
Равновесие человека зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У детей с нарушением слуха, как правило, нарушен вестибулярный аппарат, поэтому им сложнее сохранять тело в равновесии.
Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребёнка, в игре, в спорте, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
В программе по адаптивному физическому воспитанию уделяется недостаточно много времени на использование легкоатлетических упражнений для развития статического и динамического равновесия. Мы же считаем, что на упражнения лёгкой атлетики необходимо уделять больше времени, так как они направлены на развитие не только статического и динамического равновесия, но и на развитие многих двигательных качеств ребенка. В младшем школьном возрасте особо важно развивать способности к сохранению равновесия. Учитывая, что у слабослышащих детей часто встречаются нарушения вестибулярного аппарата, для них особо важно использовать в процессе адаптивного физического воспитания упражнения лёгкой атлетики.
Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений. Например, при неожиданных остановках, поворотах, наклонах, смене темпа движения, при прыжках в точно обозначенное место, удержании статических поз.
В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе - стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-либо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении – при ходьбе, беге, после поворотов, вращений.
Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий.
Тестирование статического равновесия.
Тест 1. Проба Ромберга. При выполнении пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук (приложение 1).
Тест 2. Тест Бондаревского. Стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение выполняется с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка (приложение 2).
Тестирование динамического равновесия.
Тест 1. Пройди по линии. На полу чертится прямая линия длиной 10 м. Исходное положение ноги вместе, руки в стороны. По сигналу пройти точно по линии. После остановки замеряется расстояние от линии до внутренней стороны стопы ближайшей к линии ноги. Фиксируется время прохождения 10 м., а также указывается, в какую сторону происходит отклонение.
Тест 2. Восьмерка. Выполняется стоя, на одной ноге. Вытягиваем руку вперед и оттопыриваем большой палец вверх. Затем прямой рукой начинаем рисовать в воздухе восьмерку в горизонтальном положении (знак бесконечность или лежачая восьмерка). Выполняем «восьмерку» без слежения глазами и стараемся удержать равновесие. Если равновесие теряется, останавливаем движение руки (замираем), восстанавливаем равновесие и продолжаем. Фиксируется, за какое количество времени испытуемый нарисует 5 «восьмёрок» удерживая равновесие.
Упражнения, развивающие статическое равновесие
1. Пятки вместе, стопы развернуты на 45°, руки - кулаки на бедрах, глаза закрыты. Стоять 20 сек.
2. Стопы расположены на одной линии (правая стопа перед левой), кулаки на бедрах - стоять 20 сек.
3. То же, но с закрытыми глазами - стоять 15 сек.
4. Повторить, сменив положение относительно другой ноги.
5. Ноги вместе, кулаки на бедрах, подняться на носках - стоять 15 сек.
6. Повторить упражнение 5 с закрытыми глазами.
7. Кулаки на бедрах. Подняться на носке правой ноги, левую ногу согнуть в колене и поднять как можно выше - стоять 15 сек.
8. То же, закрыв глаза стоять - 10 сек.
9. Повторить упражнения 7-8 относительно другой ноги.
10. В стойке на носках (ноги вместе) выполнить 5 наклонов корпусом вперед до горизонтального положения. Спина прямая.
11. В положении, указанном в упражнении 2, выполнить 6 наклонов корпусом влево и вправо (маятникообразные движения - в секунду 1 наклон). Поменять положение ступней и повторить.
12. В стойке на носках (ноги вместе) наклонить голову до предела назад - стоять 15 сек.
13. То же, закрыв глаза - стоять 5 сек.
14. В стойке на носках выполнить 6 круговых движений головой влево (вправо) 1 движение в сек.
15. Стоя на носках выполнить 10 быстрых наклонов головы назад.
Упражнения, развивающие динамическое равновесие
1. Стойка - пятки вместе, носки врозь, ноги выпрямлены. Выполнить вращение корпусом влево и вправо - по 8-10 раз. При наклоне вперед - выдох, при наклоне (прогибе) назад - вдох.
2. Исходное положение как в упражнении 1. Выполнить вращение тазом и бедрами влево и вправо - по 10-15 раз.
3. Стойка на полностью выпрямленной ноге. Вторую ногу согнуть в колене, колено поднять как можно выше. Выполнить вращение голенью - по 10- 15 раз.
4. Повторить упражнение 3, сменив положение ног. Примечание: вращения выполнять в двух направлениях (по и против хода часовой стрелки).
5. Прогнуться как можно больше назад. Сделать 5-7 шагов вперед и назад, не меняя положения корпуса (руки на поясе).
6. Из положения в упражнении 1 выполнить 10 махов прямой ногой. Мышцы маховой ноги напряжены.
7. Повторить упражнение 6, но махи выполнить скрестно - левое колено к правому плечу, правое колено к левому.
8. Махи прямыми ногами вбок - по 10 раз, ступни ног параллельно полу.
Для тренировки чувства равновесия можно использовать простейшие приспособления и тренажеры. Даже ходьба по тротуарному бордюру послужит хорошей тренировкой сохранения баланса и равновесия. Вращения на крутящемся стуле, кресле, в одну и в другую сторону с последующим прохождением по прямой линии, сохраняя равновесие – тоже хорошая тренировка. Ходьба, с каким- либо предметом на голове, сохраняя равновесие.
В связи с тем, что уровень адаптационных функциональных возможностей у детей младшего школьного возраста невысок и, чтобы избежать резкого увеличения нагрузки, в содержание комплекса легкоатлетических упражнений вошли спортивно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, которые также оказывали акцентированное воздействие на развитие статического и динамического равновесия. Специализированные физические упражнения легкой атлетики занимали около 50% общего объема времени двигательной активности.
Равновесие является компонентом координационных способностей.
Упражнения, для развития координации также могут быть использованы для развития равновесия. Следовательно, развивая координацию, мы так же развиваем и равновесие.
Координационные способности являются базой для формирования всех двигательных качеств. Под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению и регулированию двигательного действия.
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Упражнения на развитие координации включают в себя способность точно воспроизводить, различать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений; баланс; такт; быстрый ответ; ориентировка в пространстве; чувство равновесия, а также расслабление мышц, вестибулярная стабильность (таблица 1).
Таблица 1.
Упражнения, развивающие координационные способности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Упражнение
Дозировка
Методические указания
Ловля и передача мяча
2-3 мин
В парах, в кругу
Лазание по гимнастической скамейке
5 раз
В упоре на коленях, в упоре на руках
Гимнастические упражнения из различных исходных положений
7-8 мин
Стоя, сидя, сидя на гимнастической скамейке
Бег с изменением направления
1 мин
Змейкой, до ориентира и обратно
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом на голове (мешочек с песком)
5 раз
Удержать предмет на голове, сохранив равновесие
Метание мяча в цель
5- 10 раз
Постепенно увеличивать расстояние до цели
У детей младшего школьного возраста пользуются популярностью такие методы развития равновесия, как игры и соревнования. Они всесторонне влияют на развитие и совершенствование способностей к сохранению статического и динамического равновесия. Комбинированные легкоатлетические упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры используются для развития равновесия, а так же одновременно влияют на различные типы навыков координации. Использование соревновательного метода предполагает рост у занимающихся эмоционального подъема и повышение их активности.
Игры, развивающие чувство равновесия
1.«Встречная эстафета с преодолением препятствия»
Проведение. По сигналу игроки, стоящие впереди колонны, начинают бег, подбежав к скамейке или бревну, продолжают движение по снаряду. Встреча с игроком своей команды, бегущим навстречу, должна происходить где-то на середине скамейки (бревна). Подбежавший к противоположной стороне площадки передает эстафету ударом по ладони, а сам становится сзади этой половины команды. Получившие эстафету бегут вперед, каждый к своей половине команды, через препятствие. Игра заканчивается, когда последний игрок какой- либо команды передаст эстафету игроку, начинавшему игру. Встреча игроков, бегущих навстречу, происходит на снарядах. Упавшие должны подняться на снаряд и продолжать игру.
2.«Передвижение с досками»
Проведение. По команде преподавателя каждая команда поднимается на правую доску, играющие левыми руками подвигают вручную доску (скамейку) вперед, потом вся команда переходит на левую, выдвинутую вперед, доску и таким же образом подвигает правую. Выигрывает команда, которая быстрее другой достигнет финишной линии и выстроится, как и на старте. Вариант. «Действуй ловко!» Все играющие выстраиваются на одной линии — стартовой. Перед каждым играющим стоят по две досочки. По сигналу участник встает на одну досочку, другую берет рукой, выдвигает вперед и переходит на нее. Выигрывает тот, кто, переступая с доски на доску, раньше других доберется до линии финиша.
Эстафеты
1. «Переправа».
По свистку игроки начинаются переправляться до другого берега при помощи двух обручей (перекладывая их вперёд и используя их как кочки, встают в них, до поворотной стойки), оббегают стойку и отдают два обруча следующему участнику. Выигрывает команда, которая быстрей закончит эстафету.
2.«Попади в цель».
Команда в колонне по одному, руках у первого участника волейбольный мяч. По сигналу участник выполняет бросок мяча, стараясь попасть в лежащий на расстоянии 3 метров обруч. За каждое попадание начисляется - 1 очко. Выигрывает команда, которая за одну минуту наберёт больше всех очков.
3. «Катись, колечко, до моего крылечка»
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 10 - 20 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
4. «Кузнечики»
В команде по одному обручу. Каждый участник команды по очереди должен, перепрыгивая через обруч, дойти до разворота, вернуться назад бегом и передать эстафету следующему.
Таким образом, средствами развития равновесия у детей младшего школьного возраста являются различные упражнения лёгкой атлетики, связанные с преодолением трудностей устойчивости.
2.2. Организация занятий легкой атлетики по развитию статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В теоретической главе исследования была представлена характеристика детей, имеющих различные нарушение слуха в младшем школьном возрасте. Чтобы ознакомиться с состоянием проблемы исследования, были проанализированы и изучены литературные источники.
Целью моей работы являлось создание комплекса упражнений для проведения занятий по лёгкой атлетике, направленного на развитие статического и динамического равновесия у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Одна из центральных задач адаптивной физической культуры обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями. Поэтому необходимо организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, укрепления здоровья, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни-адаптации и социализации, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В соответствии с программой, на каждом практическом занятии необходимо использовать комплекс упражнений воздействующих на статическое и динамическое равновесие независимо от учебного раздела. На уроке они используются в среднем до 10 минут в зависимости от задач и части программы.
Урок состоит из трёх частей (подготовительной, основной, заключительной). Цель подготовительной части урока - подготовить организм для возможности выполнения упражнений в основной части урока (приложение 2). Фрагмент подготовительной части урока представлен в таблице 2.
Таблица 2
Фрагмент подготовительной части урока с использованием общеразвивающих упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха
Содержание учебного материала
Дозировка
ОМУ
1. И.п. – о. с., руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – наклон головы назад; 3 – наклон головы вправо; 4 – наклон головы влево.
4-6 раз
Акцентировать внимание на плавном выполнении упражнения.
2. И.п. – о.с., руки в стороны, круговые вращения руками. 1-4 – круговые вращение руками вперед. 1-4 –круговые вращение руками назад.
4-6 раз
Акцентировать внимание на плавном выполнении упражнения.
3. И.п. – стойка ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу, на два счета смена положения рук; 1-2 - правая рука вверху; 3-4 - левая рука вверху.
4-6 раз
Руки прямые.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2 - обе руки поднять верх, наклон влево; 3-4 – повторить счет, наклон вправо.
4-6 раза
Наклон выполнять точно в сторону.
5. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-3 – наклон туловища вперед – вниз, руки к низу; 4 – прогнуться назад, руки на пояс.
4-6 раз
Ноги в коленях не сгибать.
6. И.п.- широкая стойка ноги врозь, руки в стороны ладошкой вверх. 1-2 - прыжок вверх, хлопок в ладоши над головой, вернуться в и.п.
4-6 раз
Обратить внимание на правильное выполнение упражнения.
7. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед собой. Приседания.
10 раз
Не отрывать пятки от пола. Спина должна быть прямая.
8. Дыхательные упражнения. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-2 – вдох, руки через стороны вверх; 3-4 – выдох, медленно опускаем руки.
4-6 раз
Акцентировать внимание обучающихся на правильном дыхании.
Целью основной части урока является разучивание и совершенствование упражнений.
На занятиях обучение легкоатлетическим упражнениям, используя фронтальный метод обучения, рекомендуется выполнять упражнять упражнения на сохранение равновесия (таблица 3).
Таблица 3
Фрагмент основной части урока с использованием упражнений легкой атлетики у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Содержание
Дозировка
ОМУ
Прыжок в длину с места.
Напоминание техники прыжка с места по указанным ориентирам.
Упражнение выполняют одновременно всем классом.
В процессе самоконтроля детей длина ориентиров увеличивается.
7 мин
Показ учителем техники выполнения прыжка с места. Следить за техникой выполнения. Между прыжками пауза – контроль учителя.
Броски мяча.
Броски мяча вперед из-за головы на дальность. Напоминание техники выполнения броска набивного мяча из-за головы.
Выполняют упражнение 2 группы по очереди.
8 мин.
Показ учителем техники выполнения.
Результат дети записывают в дневник самоконтроля.
Следить за правилами выполнения техники безопасности.
Игра на сохранение равновесия «Цапли по кочкам»
«Цапли» (равновесие на одной ноге, другая согнута вперед). Кто не успел принять положение, кто не может сохранить равновесие, выполняют приседания, пока другие дети продолжают играть.
8 мин
Следить за правильным выполнением и соблюдением правил игры.
Целью заключительной части урока является восстановление организма после физических нагрузок. В заключительной части – даются упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой (для слабослышащих детей) и позволяющие успокаивать детей, снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми и подведение итогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы, которую я изучила по проблеме нарушения сохранения статического и динамического равновесия у младших школьников с нарушениями слуха, позволил установить, что учащиеся с различной степенью нарушений слуха отстают от здоровых сверстников с точки зрения физического развития с особенно значительной задержкой в показателях способностей сохранять статическое и динамическое равновесие.
В ходе теоретического исследования были определены легкоатлетические упражнения, для развития статического и динамического равновесия у детей младшего школьного с нарушением слуха, которые отличаются разнообразием использования форм и средств на уроках физкультуры раздела «Легкая атлетика».
Каждая часть урока включает упражнения легкой атлетики, направленные на развитие способности к сохранению равновесия, что обеспечит положительную динамику развития способностей сохранять статическое и динамическое равновесие.
Таким образом, легкоатлетические упражнения в процессе занятий создают благоприятные предпосылки для дальнейшего общего физического развития ребенка нарушением слуха.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания:
автореф
.
дис.канд
.
пед
. наук/ Б. Г. Ананьев - СПб:
гос. ун-т им. А. А. Жданова, 2017. - 288 с.
Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования глухих и
слабослышащих школьников
: Учеб. Пособие / Н.В. Астафьев, А.С.
Самыличев
– Омск:
СибГАФК
, 2017. – 56 с.
Белякова, Е.В. Легкоатлетические упражнения как средство коррекции двигательных способностей у детей с нарушением слуха: методическое пособие / Е.В. Белякова,
А.Ф.Садилкин
, О.В.
Ечевская
– Тамбов: 2017. – 36 с.
Боген
, М.М. Обучение двигательным действиям: учеб. пособие/
М.М.Боген
-
М.: Физкультура и спорт, 2015- 192с.
Боскис
, Р.М. Глухие и слабослышащие
дети :
учеб. пособие /Р.М.
Боскис
– М.: Педагогика, 2017. – 215с.
Горская, И. Ю. Координационные способности слабослышащих школьников: Учеб. Пособие/И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова – Омск:
СибГАФК
, 2016. – 212 с.
Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности слабослышащих школьников: пособие/ А.А. Дмитриев – М.: Советский спорт, 2016. - 36 с.
Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей:
автореф
.
дис
. канд.
пед
. наук / С.А. Королев – М.: МГАФК, 2017. - 22с.
Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов: учебное пособие / И.В. Королева,
П.Янн
– СПб:
Каро
, 2018 – 240с.
Кузьмичева, Е.П. Развитие слуха у детей: учебное пособие для педагогических институтов /Е.П. Кузьмичева – М.: Педагогика, 2017. - 92 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для
высш
. спец. физкультур. Учеб. Заведений / Л. П. Матвеев – СПб: Физкультура и спорт 5-е изд.
, 2017
. - 159 с.
Пеганов
, Ю.А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников: учеб.
пособие /
А.Г.
Спицин
– М.:
Сретенка
, 2016.- 37-48с.
Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением слуха: учеб. пособие /
Н.О.Рубцова
– М.: РГАФК, 2018. – 115 с.
Сермеев
, Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие/ Б.В.
Сермеев
– М.: «Советский спорт»,2016. – 98с.
Шатунов, Д.А. Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания младших школьников с нарушением слуха: учеб. пособие / Д.А. Шатунов – Казань: Наука и спорт, 2015. -105с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Простая проба Ромберга, для оценки статической координации.
При выполнении пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.
Приложение 2
Тест Бондаревского, для оценки статической координации.
Стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение выполняется с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка.