Развитие стрессоустойчивости детей дошкольного возраста | Рахматуллина Гузял Зиннятулловна. Работа №301788
Стрессорное воздействие на детей дошкольного возраста могут оказывать как в семье, так и в образовательном учреждении. Это может быть:
– нерациональный режим жизнедеятельности,
– дефицит свободы движений,
– недостаточность пребывания на свежем воздухе,
– плохая, нерациональная организация питания
– неправильная организация сна и отдыха детей,
– авторитарность общения с взрослых с детьми,
– необоснованное ограничение свободы детей,
– интеллектуальные и физические перегрузки,
– плохие погодные условия[
Стрессоустойчивость — комплексная черта, способность, которая имеет несколько характеристик. Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть со всеми достоинствами и недостатками. Самопринятие — это жизненная опора человека. Вторая характеристика стрессоустойчивости — оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Третья составляющая стрессоустойчивости — овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости. Четвертая составляющая стрессоустойчивости — умение расслабляться.
На наш взгляд, работу с детьми по формированию стрессоустойчивости целесообразно проводить в таких основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в- третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Также при развитии стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста следует отталкиваться от зоны ближайшего окружения: семья, детский сад. Работа по всем обозначенным направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.
Начиная с ясельной группы, следует проводить с родителями консультативные родительские собрания: необходимо сообщать о важности проявления любви и заботы к своему ребенку, о том, что ребенок требует огромного внимания со стороны взрослых, о том, как важно разговаривать с детьми и отвечать на интересующие их вопросы. Необходимо объяснять родителям на сколько необходимо ребенку чувствовать любовь своих родителей для формирования органично развивающейся личности.
Рекомендуется оформление родительских уголков с информацией о психологических особенностях детей данного возраста, игры для развития психологической базы и т.д. Организовывая работу с родителями следует обратить их внимание на то, что не только подарками и дорогостоящими мероприятиями можно вызвать положительные эмоции у ребенка.
Так, например, одним из приемов работы с родителями для повышения самооценки ребенка, принятия своего тела, имени, семьи является совместное с родителями изготовление альбома - «Это я». Работа над этим альбомом позволит ребенку рассказать о себе, о своих положительных качествах, сам ребёнок посмотрит на себя со стороны, и может откроет что – то очень важное:
Странички альбома:
Это Я (фотографии или рисунки)
Меня зовут….(имя, аппликация с именем, значение имени)
Мои родители… (имена, фотографии или рисунки)
Моя семья …(имена, фотографии или рисунки)
Я живу … (рисунок, фотография)
Я люблю… (рисунок, короткий рассказ)
Я красивый…(рисунок, короткий рассказ)
Я сильный и ловкий…
Я мечтаю…
Я научился…
Я хожу в детский сад…
Мои друзья…
Я увлекаюсь…
Не меньше эмоций вызовет радуга не небе, роса на траве, совместные прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры с родителями в простые совместные игры, чтение на ночь книг, выполнение каких либо заданий на позитивной волне родителей, общие интересы – вызовут у ребенка огромное количество положительных эмоции. Что, несомненно скажется на развитии стрессоустойчивости ребёнка.
Стрессоустойчивость можно сравнить с деревом:
корни —
самопринятие
— главная опора дерева, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниями;
ствол
— оптимизм
— постоянный позитивный контакт с миром, ориентир на лучшее, что есть в мире;
ветви —
стратегии преодоления негативных эмоций
— они включаются (разворачиваются, гнуться или сопротивляются), когда есть опасность;
листья —
умение расслабиться
— позволяют получить позитивную энергию и питание от солнца и воздуха для роста дерева.
Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать психические процессы мышления. И помогут в этом игры и упражнения на развитие стрессоустойчивости
.
С дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма и стрессоустойчивости. Морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни. Так, например, занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Коммуникативные игры и упражнения в контексте решения поставленной проблемы рассматриваются не только как игры обучающие общаться, но и как игры обучающие «чувствовать» партнера, в широком понимании этого слова. Развитие чувства сопереживания. Важно научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Примеры игровых коммуникативных упражнений приведены в приложении Г.
Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения; формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение их знаний об окружающем мире.
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующегося пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
В процессе развития стрессоустойчивости дошкольников используются различные формы работы и методические приемы. Так, например, система игр и упражнений для развития стрессоустойчивости
у дошкольников представлена на рис. 3
Рисунок 3 Игры и упражнения для развития стрессоустойчивости
у дошкольников
Например, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки (ладонями, кулаками); самомассаж головы;
самомассаж ушных раковин; самомассаж стоп; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).
Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма, слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Под воздействием массажа организм начинает лечить себя сам. Ребенок дошкольного возраста может овладеть приемами самомассажа при умелом руководстве педагога. Например:
«Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного
согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в
направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от
ушей к шее.
«Умные ушки». Уши потягиваются в трех направлениях
(вверх, вниз, к затылку) последовательно по 3-5 раз, затем
вращение ушей по - часовой линии, против часовой линии.
«Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и
надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
К стимулирующим упражнениям относятся разнообразные виды ходьбы: на носочках; на пяточках; «как медведи»; «как уточки»; с изменением положения рук; вперед спиной с заданием; со сменой темпа; с закрытыми глазами; «паровозик»; с отхлопыванием ритма «шаг-шаг-шаг-хлопок»; «носочки - пяточки».
Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Например:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
* * *
Мячик мы катаем, пальцы разминаем.
Мячик в ручках крутиться все у нас получится.
Формированию стрессоустойчивости дошкольников способствуют задания и упражнения на развитие произвольного внимания, например:
«Пожалуйста!». Педагог произносит разные просьбы, а дети выполняют просьбу, если в неё включено слово «Пожалуйста!».Например, «Поднимите руки. Поднимите руки, пожалуйста!».
«Что нового». Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
«Летает - не летает». Педагог называет разные предметы, среди них называются предметы которые летают. Если предмет
летает, то играющие встают и поднимают руки, если не летает - дети приседают. Сначала педагог называет и показывает правильно, затем называет предмет, а показывает движение ошибочно.
«Стоп-упражнения». Детям предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку. Делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри - отомри», «1, 2, 3 - замри» и др.
Немаловажное значение в обозначенном направлении имеет владение приемами релаксации упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему. Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: упражнения на расслабление отдельных групп мышц (например: шеи, рук, ног, туловища); упражнения, направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные группы мышц. Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и воображение места в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворённо. Если взрослый человек имеет возможность самостоятельно изучить методику проведения релаксации и использовать эти знания для расслабления в период стресса, то ребёнка нужно научить расслаблять мышцы и управлять своим телом. Этому способствуют, например, такие упражнения:
«Раскачивающееся дерево». И.п. - стоя. Предложить
ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.
«Огонь и лед», «Холодно-тепло». Попеременное расслабление и напряжение тела.
«Кошечка сердитая и добрая». Попеременное расслабление и напряжение тела.
Так же можно порекомендовать такие игры на расслабление, как: «Ковер-самолет», «Море», «Пляж», «Потянулись, сломались», «Росток» и др. В приложении Д также представлены упражнения на овладение детьми дошкольного возраста приемами релаксации.
Упражнения для развития дыхания включают:
Подготовительное упражнение. Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Воздушный шарик». Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.
Упражнение «Окно и дверь». Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться. Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — правая ноздря, а «дверь» — левая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Часы». Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч. Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
Упражнение «Бегемотики». Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот. Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.
Упражнение «Веселый петушок». Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Упражнения для развития мелкой моторики рук также способствуют развитию стрессоустойчивости детей дошкольного возраста, например:
«Пальчики здороваются», «Ножницы». Раздвигать и соединять указательный и средний пальцы, сначала одной рукой, затем другой, потом одновременно.
«Замок». На счет один - ладони вместе, на счет два - пальцы соединяются в замок.
«Лягушка». Положить руки на стол, одна в кулаке, вторая лежит на плоскости, поочередно меняем положение рук.
«Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.
«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Ребенок должен двигать пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы. Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать материал к занятиям, нарисовать/отметить что-либо на доске). Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении, например, с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Если взрослый обращается к ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувства доверия в душу ребенка.
Еще одним направлением работы с детьми дошкольного возраста является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снятию мышечного и эмоционального напряжения проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно, В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с дошкольниками. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуациях, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет сюжетно-ролевая игра. Например, играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх перед стрессом. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть этот страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться трудностями. При этом, очень важно не только развивая игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком как он может использовать полученный в опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему».
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения: «Я - лучший в мире стороитель», приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.)). А если ребенок испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».
В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а, пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Таким образом, следует отметить, что стрессоустойчивый ребенок – это, прежде всего, стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже, предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом. Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировозрения, за счет подддержки и веры в ребенка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить. Состояние стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста формируется посредством целенаправленной работы дошкольного учреждения в обозначенном направлении.