Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие связанной речи у детей с ОНР. | Мой кабинет. Работа №353515

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются методы и подходы к развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Описывается система поэтапного обучения, включающая работу над обогащением словарного запаса, формированием грамматических навыков и развитием логического мышления. Особое внимание уделяется роли комплексного подхода и взаимодействию специалистов с родителями в процессе речевого развития ребенка.

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является одной из важнейших задач современной логопедии, поскольку именно она занимает центральное место в освоении различных видов деятельности и формировании личности ребенка.

Связная речь играет ключевую роль в освоении других видов деятельности, а также в формировании личности ребенка. Дети, имеющие ТНР, сталкиваются с трудностями не только в звукопроизношении, но и в более сложных речевых процессах – в последовательном выстраивании высказываний, удержании логики повествования, понимании связей между частями высказывания и структуры текста. Работа над развитием связной речи требует системного подхода, терпения и тщательной методической подготовки.

Дети с ТНР чаще всего имеют ограниченный словарный запас, нестабильные грамматические навыки, страдают нарушениями памяти и мышления, что усложняет формирование полноценной связной речи. Они часто затрудняются в изложении своих мыслей, испытывают трудности с определением последовательности действий в рассказах и теряются, если требуется создать логически завершенный текст. Все это снижает их возможности не только в учебной деятельности, но и в общении с окружающими. Поэтому логопедическая работа направлена не только на устраняемые речевых дефектов, но и на развитие когнитивных процессов, которые создают основу для построения связного высказывания.

В работе с такими детьми ключевым инструментом становится поэтапное обучение. Первоначальный этап направлен на формирование фразовой речи и развитие лексико-грамматического строя. Здесь важно обогащать словарный запас, упрощать сложные конструкции, вводить модели, которые ребенок сможет усвоить и использовать в своей речи. Использование наглядных материалов, таких как картинки, предметы, схемы, помогает закрепить базовые навыки и снимает трудности, связанные с абстракцией.

Следующий этап связывается с обучением детей составлению простых рассказов по картинкам. Этот вид работы позволяет развить базовые навыки планирования речевого высказывания. Логопед помогает детям замечать причинно-следственные связи, задает наводящие вопросы, стимулируя ребенка искать ответы в логической последовательности. Например, серия картинок о последовательности событий, таких как «Посадили зерно – выросло растение – собрали урожай», дает возможность детям увидеть структуру текста, что способствует постепенному переходу от простого описания к более сложным формам речи.

Особое место в процессе занимает работа с литературными текстами. Чтение и пересказ сказок, басен, рассказов, а также обсуждение их содержания помогают детям перенимать модели построения связного текста и развивают их способность выражать свои эмоции в речевом формате. Важно, чтобы тексты подбирались с учетом индивидуальных особенностей ребенка: они не должны быть слишком сложными, но и отсутствие новизны может угасить интерес. Использование ролевых игр на основе сюжетов книг помогает разнообразить занятия и побуждает детей высказывать свои мысли в естественной обстановке.

Отдельное внимание в процессе логопедической работы уделяется формированию логического мышления. Это важный аспект, так как способность последовательно излагать свои мысли напрямую связана с умением анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Логопед использует задания, которые требуют от ребенка анализа, упорядочивания событий, нахождения логических ошибок. Такие упражнения, как «Что было сначала, что потом?», «Закончи рассказ», активно способствуют формированию связной речи.

Важно, чтобы развитие речи у детей с ТНР происходило постепенно, исходя из их индивидуальных возможностей. Большую роль в этом процессе играет поддержка родителей. Задача взрослого — не только помогать ребенку выполнять задания логопеда, но и создавать благоприятную речевую среду в повседневной жизни. Совместное общение, чтение книг, обсуждение событий дня, вопросы о том, что ребенок думает или чувствует, позволяют усвоить и обогатить навыки речевого общения.

И, наконец, успех в развитии связной речи во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Очень важно создавать на занятиях позитивную, комфортную атмосферу. Подкрепление успехов ребенка похвалой, использование игровых форм, ориентация на успех дают гораздо большие результаты, чем постоянное исправление ошибок.

Таким образом, работа над развитием связной речи детей с ТНР требует системности, внимания к индивидуальным особенностям, комплексного подхода и взаимодействия всех участников процесса. Только в тесной связке логопеда, педагога, родителей и самого ребенка возможно добиться положительных изменений и подарить ребенку возможность полноценно общаться с окружающим миром.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×