Развитие связной речи дошкольников. | Гафиатуллина Инна Владимировна. Работа №306810
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
На сегодняшний день остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому важной задачей является развитие монологической речи.
Овладение монологической речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
По мнению Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой важным средством в развитии монологической речи дошкольников является серия сюжетных картин. Ими были обоснованы и раскрыты возможности использования серии сюжетных картин в развитии монологической речи.
Серии сюжетных картинок используются в работе с детьми в дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.
Серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируется элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития монологической речи дошкольников, педагоги в ДОУ в неполной мере используют серию сюжетных картин для развития связной речи.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.
В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии сюжетных картин была и остается достаточно актуальной. Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В. Гербова и другие.
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала, что картине как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Известно, какое огромное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его личности, умственных способностей и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее яркие, чем те, которые дает реальная жизнь. Но, во всяком случае, они несравненно более яркие и определены, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности.
В обучении и воспитании детей дошкольного возраста важную роль играет процесс восприятия сюжетных изображений, в структуре которого можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.
Тем не менее, обучение построению развернутого повествовательного высказывания (текста) по серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания. Оно стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.
Таким образом, серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств, что является эффективным условием в развитии связной повествовательной речи.
Монологическая речь - это речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.
Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста. Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте.