Развитие связной речи школьников с общим недоразвитием речи | Евдокимова Ольга Анатольевна. Работа №342603
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию. В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию. В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. Дети же с ОНР испытывают трудности овладения связной речью — от полного ее отсутствия до развернутого смыслового высказывания с рядом недочетов, ошибок, неточностей. Задача логопедов — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая. Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложна и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (описательным или сюжетным). Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. Пересказ — это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст. Значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно уже начинать с детьми 4-летнего возраста.