Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью Фиолетового леса В.В. Воскобовича» | Федорова Карина Сергеевна. Работа №352322
Развитие речи дошкольников является одной из базовых структур общего развития ребенка. Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования к концу дошкольного возраста: «ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослым и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями».
Таким образом развитие связной речи у детей дошкольного возраста играет одну из ведущих ролей в процессе развития ребенка, тем самым занимая центральное место в общей системе работы образовательной области «Речевое развитие».
Развивая связную речь дошкольников наряду с традиционными методами работы, я использую и современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является игровая технология с развивающей сенсорной средой «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича». «Фиолетовый лес» представляет собой развивающую среду, которая позволяет перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности на основе сказочного сюжета.
В своём выступлении я расскажу о некоторых проведенных мною занятиях с детьми для развития связной речи средствами развивающей сенсорной среды «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича».
1 СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
2 СЛАЙД
Развитие речи дошкольников является одной из базовых структур общего развития ребенка. Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования к концу дошкольного возраста: «ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослым и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями».
Таким образом развитие связной речи у детей дошкольного возраста играет одну из ведущих ролей в процессе развития ребенка, тем самым занимая центральное место в общей системе работы образовательной области «Речевое развитие».
3 СЛАЙД
Развивая связную речь дошкольников наряду с традиционными методами работы, я использую и современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является игровая технология с развивающей сенсорной средой «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича». «Фиолетовый лес» представляет собой развивающую среду, которая позволяет перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности на основе сказочного сюжета.
В своём выступлении я расскажу о некоторых проведенных мною занятиях с детьми для развития связной речи средствами развивающей сенсорной среды «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича».
4 СЛАЙД
Внедрение в образовательный процесс развивающей сенсорной среды «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича» я реализовывала в несколько этапов.
На первом этапе я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Фиолетовый лес» и начать игру с простого манипулирования предметами. Затем усложняла приемы подачи материала за счет использования загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, а также большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений: «Осеннее дерево», «Разложи воздушные шарики», «Поможем ёжикам», «Найди лишние яблоки», «Кто быстрее», «У кого выше?», «Кто больше собрал снежинок», «Узор», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Следы на песке».
5 СЛАЙД
На 2-м этапе мною был разработан цикл занятий по речевому развитию, на которых дети знакомились с новыми героями. В ходе занятий дети строили предположения, догадки о них, их деятельности и взаимоотношениях между собой, оказывали помощь в прохождении предлагаемых испытаний.
Для совершенствования умения составлять предложения по заданному плану, я использовала предметные схемы, то есть объекты выкладывались на панно и дети на основе порядка их расположения придумывали предложения. Сначала каждый ребенок придумывал предложения по разным предметам и порядку. Затем для усложнения, я раскладывала предметы и на основе одной схемы дети составляли разные предложения. Для работы использованы были малыш Гео, ель, улитка, змея, солнце, воробей, кувшинки. Эти же объекты были использованы для того, чтобы дети подбирали уменьшительно-ласкательные суффиксы к словам.
(Старшая группа)
6 СЛАЙД
На третьем этапе (это подготовительная к школе группа) я предложила детям самостоятельно придумать небольшие сюжеты, а затем это уже стали сказки и целые истории с персонажами «Фиолетового леса».
На занятии «Дома жителей леса» была организована работа по взаимодействию с фигурками жителей леса-ящерица, воробей, стрекоза, бабочка, змея, ящерица. Каждый ребенок сам себе выбирал героя и атрибуты к нему в виде растений или домиков. Дети самостоятельно пробовали составить сказку про выбранного ими героя и его предметами. Сказка отличалась наличием волшебства, связью между героем и его атрибутами, а так-же последовательностью изложения.
Таким образом, у детей присутствует свобода воображения, но и выдвигались четкие требования для того, чтобы детям не составило больших трудностей сочинить сказку.
Для того чтобы дети продолжали учиться сочинять рассказы на заданные темы, было проведено занятие «Дружба между Гео и обитателями леса». Где детям было предложено на основе героев леса, сочинить рассказ, но выдвинуты требования к рассказу: разложить героев последовательно и излагать рассказ в таком же порядке. Предложения должны быть связаны между собой по смыслу, а в предложениях каждое слово произносится правильно. Тем самым совершенствовалось умение согласовывать разные части предложения в правильной последовательности, а так- же дети учились строить предложения с опорой на картинке и схемы.
Занятие «Угадай, кто» было направлено на продолжение обучению по составлению описательных рассказов. Для этого были использованы ворон Метр, обитатели фиолетового леса по выбору детей-птицы, животные, насекомые. Далее детям предлагалось выбрать по одному обитателю, не показывая другим участникам игры, придумать к выбранному обитателю описательный рассказ. В котором будет содержаться описания внешности и деятельности героя, но без упоминаний названий и имён.
Таким образом, дети придумывали разные описательные рассказы, по которым другие отгадывали, какой обитатель описывается. В ходе игры отрабатывались умения внятно и отчётливо произносить словосочетания с естественными интонациями, а так -же культура общения между детьми и взрослыми – не перебивать, не ругать за долгие рассуждения и выслушивать друг друга.
7 СЛАЙД
Таким образом, использование развивающей сенсорной среды «Фиолетовый лес В.В. Воскобовича» помогли мне развить: потребность в речевом общении у детей, сформировать условия для восприятия на слух художественного слова, научить детей логично и связно выражать свои мысли, развить связную речь.
Использование Фиолетового леса в системе развития связной речи у дошкольников, по моему мнению, является наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а сочетание вариативности и творчества делают игры для детей интересными в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».