Развитие связной речи у детей старшей и подготовительной группы | Огнивова Виолетта Дмитриевна. Работа №329583
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.
Особенности развития связной речи у детей старшей и подготовительной группы
Автор воспитатель МБДОУ №35
Огнивова Виолетта Дмитриевна
Екатеринбург ,2023
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).
Подсвязной речьюпонимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Основная функция связной речи –коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:
- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);
- умение использовать мимику и жесты;
- умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.
Основным методом формированиядиалогической речив повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте.
В этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия попересказу, а начиная со старшей группы -по рассказыванию на темы из личного опыта.В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятияпо творческому рассказываниюна предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
Обучение детей рассказыванию в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется со средней группы.
У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:
по форме – описательные и сюжетные;
по содержанию – фактические и придуманные (творческие).
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) по игрушкам и предметам;
2) по картине;
3) из опыта;
4) творческие рассказы.
Особенности развития монологической речи в возрастных группах
1. Дети старшей группы
Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине –придумывать последующие действия.
Дети полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы.
Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал.
Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений.
2. Подготовительная группа
Детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры.
Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.
Дети должны уметь использовать монологическую и диалогическую формы речи.
Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища
В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
•Наглядные:
Наблюдение во время прогулок, экскурсий;
Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
•Словесные:
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Составление различных видов рассказов;
Беседы.
Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:
•Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
И другие виды игр с речевым содержанием.
•Косвенные:
Подсказка;
Совет;
Исправление;
Реплика.
Заключение
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые приобретения ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.