«Развитие связной речи у дошкольников через художественную литературу» | Алена Сергеевна Солодянкина. Работа №345634
В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников через художественную литературу, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления. Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
«Развитие связной речи у дошкольников через художественную литературу»
Аннотация: В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников через художественную литературу, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления. Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Ключевые слова: речь, развитие речи, связная речь, художественная литература, метод, дошкольный возраст.
Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т.к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и необходимо отметить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.
Причина недоразвития речи - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка.
Художественная литература является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она играет огромную роль в развитии речи ребенка.
Посредством литературы ребенок больше узнает о том, как устроен мир природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений. Художественная литература развивает воображение, учит детей понимать точность слова, улавливать ритмичность русской речи, выразительность языка, знакомятся с образными выражениями, сравнениями, юмором.
Эффективным методом ознакомления с художественной литературой и развитие связной речи является рассказывание с использованием наглядных материалов, а именно: теневой, кукольный, пальчиковый театры, фланелеграф, чтение и рассказывание с игрушками, импровизация и обыгрывание, рассматривание иллюстраций к произведениям. Зачастую, воспитатель читает, «уткнувшись носом» в книгу, при этом, теряя внимание детей, они начинают баловаться им не всегда интересно, а если читать и показывать наглядно сюжет, например, атрибутикой, сделанной своими руками у детей это всегда вызывает интерес. На занятиях по развитию речи через использование художественной литературы, не показывается представления, а наглядно воспроизводится то, что читается. Создается сюжет книг.
Еще одним эффективным способом развития связной речи является слушание и заучивание стихотворений.
Таким образом, можно отметить, что художественная литература является одним из более доступных, ярких и эффективных способов развития связной речи у дошкольников. Систематическое и структурированное изучение художественной литературы с детьми дошкольного возраста, способствуют эффективному развитию речи и пополнению словарного запаса детей, тем самым, формируя коммуникативную культуру ребенка.
Список литературы:
Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2023.- № 10.- С.73 -80.
Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Издательство: Детство‐Пресс, 2021 год, 176 стр. Сохин Ф. А.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / изд. испр. — М.: Просвещение, 2002–223 с. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011–03–29–09–03–14/75-correctional/1030–2012–03–01–12–07–41.html