Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие сюжетно - ролевой игры у детей старшей группы | Носкова Ирина Александровна. Работа №312522

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, в процессе которой дети отражают окружающие их события; уточняют названия предметов, их признаков и качеств, действий и процессов, происходящих с предметами и людьми. Развитию сюжетно-ролевой игры старших дошкольников способствуют игровые атрибуты. В данной статье исследуется при каких условиях игровые атрибуты будут способствовать развитию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.        В пункте 2.7 Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования сказано, что игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

 

Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшей группы посредством игровых атрибутов.

 

Носкова И.А., студентка 4 курса ДО-(ф1)

Дзержинского педагогического колледжа

 

 

Аннотация

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, в процессе которой дети отражают окружающие их события; уточняют названия предметов, их признаков и качеств, действий и процессов, происходящих с предметами и людьми. Развитию сюжетно-ролевой игры старших дошкольников способствуют игровые атрибуты. В данной статье исследуется при каких условиях игровые атрибуты будут способствовать развитию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, игровые атрибуты

 

В пункте 2.7 Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования сказано, что игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Использование сюжетно-ролевой игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребёнка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Важно отметить, что на развитие сюжетно-ролевой игры оказывают влияние игровые атрибуты. Дети своими руками могут создавать атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Так, для игры «Кафе» они совместно с воспитателем могут создать муляжи продуктов из разных материалов. Воспитанникам детского сада намного интереснее будет играть игрушками, созданными своими руками. При таких условиях игровые атрибуты будут способствовать развитию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

 

На сегодняшний день имеется противоречие между требованиями современного общества, государства к развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса. Дело в том, что дети затрудняются самостоятельно организовать игровое пространство для сюжетной игры, что, безусловно, препятствует её развитию. Поэтому данная проблема является очень важной.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Одним из важных условий в развитии сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников является создание предметно-игровой среды, которая должна обеспечивать удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей.

В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям: безопасность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность материалов, вариативность, доступность.

Важно отметить, что в игровой среде для игры в сюжетно-ролевые игры, игровые атрибуты должны быть разнообразными, красочными, эстетическими, так как именно с ними будут взаимодействовать дети.

Для изготовления игровых атрибутов можно использовать различный подручный материал: хозяйственные салфетки; губки для мытья посуды; ткань; синтепон, бумага, картон; изолон; солёное тесто, пластилин и другое.

Важно указать, что дети никогда не сломают игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой они приложили усилия и старания, а в дальнейшем они станут уважать и труд других людей. Также, работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Создание и внесение в предметно-игровую среду атрибутов, созданных своими руками, вызывает познавательный и игровой интерес детей. Сюжетно-ролевые игры становятся более разнообразными по замыслу и сюжету, увеличивается количество игровых ролей, действий, диалогов, также у детей увеличивается продолжительность игр.

Таким образом, атрибуты, созданные своими руками, активизируют игровую деятельность дошкольников, делают сюжетно-ролевые игры более содержательными, интересными, насыщенными, развивающими.

Воспитатель Ю.А. Вишнепольская делится своим опытом работы в статье «Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников».

Она отмечает, что основная задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для сюжетно-ролевой игры. Для того, чтобы игра получилась интересной и содержательной недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например, плавают корабли.

В качестве примера педагог приводит данные с какими сторонами учебно-воспитательной работы связано накопление знаний, умений и навыков детей в процессе развития сюжетно-ролевой игры «Турагентство».

Игрушки и атрибуты для игры:

- солнечные очки, бинокль, детский компьютер, шляпа от солнца,

- буклеты, рекламные листовки, плакаты,

- набор фигурок животных из разных стран, карта,

-игрушечный самолёт, теплоход, поезд, машина,

-набор сюжетных картинок «Путешествие», открытки с видами разных стран.

2. Продуктивная деятельность (ИЗО, лепка, конструирование, аппликация):

-рисование животных разных стран, билетов, чеков, -аппликация «На море», аппликация «Логотип турфирмы», --конструирование из строительного материала кораблей, поездов, самолёта, --лепка «Мы загораем», «В Африке».

3. Ознакомление с художественной литературой.

4. Ознакомление с окружающим миром:

- формирование представлений о работе турагенства, - беседы о путешествиях на курорты, о подготовке к такому путешествию, - расширение представления о профессиях: туроператор, турагент.

5. Экскурсия в турагентство.

В результате, расширяется кругозор детей, что позволяет сделать сюжетно-ролевую игру интересной и содержательной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание и внесение в предметно-игровую среду атрибутов, созданных детскими руками, вызывает познавательный и игровой интерес детей. Сюжетно-ролевые игры становятся более разнообразными по замыслу и сюжету. Увеличивается количество игровых ролей, действий, диалогов, также у детей увеличивается продолжительность игр.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ – Москва: ТЦ Сфера, 2018. -80 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5-Текст: непосредственный.

2. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. –Москва:Сфера,2009.-194с. –ISDN 978-5-7695-8389-6.- Текст: непосредственный.

3.Вишнепольская Ю.А. Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников (из опыта работы)/ Ю.А. Вишнепольская.- URL: //www/maam/ru/detskijsad/organizacija-predmetno-prostranstvtnoi-sredy-dlja-razvitija-syuzhetno-rolevyh-igr-doshkolnikov-iz-opyta-raboty/html (дата обращения: 10.12.22)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×