Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. | Лаптева Ирина Владимировна. Работа №209185

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лаптева Ирина Владимировна
Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

. РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

2.1 Приемы активизации сюжетно-ролевой игры.

Игровая деятельность дошкольников – это неотъемлемая часть проживания дошкольного детства и основа успешной учебной деятельности в школе.

Проблема игры всегда привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Игра – ведущий тип деятельности ребенка-дошкольника, относящийся к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зрительном мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка-дошкольника носят моделирующий характер (за исключением самообслуживания), сущность всякого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются стороны, которые становятся предметом социального рассмотрения, специальной ориентировки. Предмет игры – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные общественные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

За основу сюжетно-ролевой игры мы брали мнимую или воображаемую ситуацию, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает доктора, лечащего пациентов (сверстников) в кабинете поликлиники (за столом).

Мы стимулировали самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре, как характерную черту. Дети сами должны научиться сами выбирать тему игры, определять линии ее развития, решать, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», оказаться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре мы предоставляли детям возможность воплощать свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывается. Не будем подробно перечислять последствия отсутствия полноценной игровой деятельности у дошкольника, но отметим наиболее распространенные явления:

- обесценивание собственных детских увлечений;

- негативное отношение к обучению;

- снижение познавательных и творческих способностей;

- нарушение роста и формирования собственного «Я»;

- высокая социальная тревожность и неуверенность в своих силах;

- отсутствие доверия к миру;

- враждебное отношение к окружающим;

- эмоциональная неустойчивость;

- проблемы с дисциплиной;

- лишение ребенка навыков позитивного общения, ориентирование на свои трудности, при этом не замечая трудности других;

- ребенок, который не может выстроить игровой сюжет в соответствии с ролью, может испытывать трудности в написании школьных сочинений или изложений, полно и развернуто отвечать перед аудиторией у доски.

Неспецифическое развивающее значение игры связано с регламентированными взрослыми формами игры, через которые воспитатель вносит определенное развивающее содержание и ставит определенные задачи.

Специфическое развивающее влияние игры (основное влияние игры) – это развитая форма игровой деятельности, в которой происходит формирование определенных психических свойств и способностей, которые, сложившись в игре, проявятся в других видах деятельности и станут достоянием личности ребенка.

Способности, развившиеся в процессе обогащения сюжетно-ролевой игры:

• Способность действовать в плане представлений

• Способность ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений

• Способность координировать свои действия с действиями других.

Все три способности связаны с самостоятельной формой игровой деятельности.

 

2.2 Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе сказочных образов.

 

На базе детского сада мы провели исследования активизации сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе сказки.

Для детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является самой актуальной. Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте в том, что традиционный подход ведет к возникновению цикличных, круговых сюжетов, и развитие игровой деятельности связано с овладением старшими дошкольниками новыми, адекватными их возрасту, игровыми умениями. Таким умением является умение совместного последовательного сюжетосложения. От этого мы и отталкивались. В нашей работе мы объединили и применили научно-методические данные по проблеме; разработали и апробировали перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы (сентябрь-февраль), расширили сферу общения и повысили уровень коммуникативных навыков у старших дошкольников методом игры-придумывания (с предшествующей работой по проведению подготовительных упражнений к сочинительству и упражнений на усиление личностного начала), совместного складывания сюжета поэтапно подгруппами по 2-5 детей, которая основана на желании и интересе (потребности) детей преобразовывать сказки:

1 этап – совместное пересказывание знакомых сказок;

2 этап – преобразование известной сказки;

3 этап – придумывание новой сказки, как соединения событий и персонажей из разных сказок, или соединение сказочных событий с реальными;

4 этап – совместное развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей.

5 – придумывание новых историй на основе реальных событий.

Но сначала нами были проведены подготовительные упражнения к сочинительству:

- «У меня в руках мел, откуда он взялся?»

- «Вот едет машина, куда она поехала?..»

- «Если бы ты был волшебником?,,»

- «Волк хотел узнать, почему белочка зимой не голодает. Что рассказала ему белочка о том, что она для этого делает?»

- «На корабле объявлена тревога, потому что… Что будет делать экипаж корабля?»

- «Мы отправились в путешествие, и кто-то заболел. Что необходимо делать?» и др.

Данные упражнения можно проводить во время прогулки.

Далее мы исходили из структуры сказки, и работали с детьми над проблемой освоения структурой сказки на примерах программных произведений. Любая сказка строится из 6-ти устойчивых событий:

Обнаруживается недостача какого-либо предмета, объекта, персонажа в результате нарушения запрета или наличия желания. И герой сказки отсылается за чем-либо (н-р, Иван-Царевич сжег лягушачью кожу…).

Герой встречается с дарителем или обладателем волшебного средства, проходит предварительные испытания и получает желаемое.

С помощью этого средства герой достигает искомого объекта, предмета…

Герой встречается с противником, в руках которого находится искомое и проходит основное испытание (с антогонистом).

Герой побеждает противника и получает искомое.

Герой возвращается домой и получает награду.

Этапы работы.

Игра – придумка.

I этап – совместное пересказывание знакомых сказок. В группе от 2-х до 5-ти детей.

Цель: научить ребенка разделять сказку на события.

Детям предлагается вспомнить сказки, которые им очень нравятся. Воспитатель выбирает одну, которая легко раскладывается по схеме на 6 этапов.

Будем рассказывать сказку вместе. Воспитатель рассказывает 1 сюжетное событие. «Сережа, что было дальше?..» «Паша, что было дальше?..» и т.д.

Дети рассказывают сказку в продолжение того, что начал предыдущий ребенок.

II этап – преобразование известной сказки.

Участники: Воспитатель и 2 ребенка, с каждой подгруппой повтор 2-3 раза.

Известную сказку воспитатель должен изменить, внести одно изменение. Например, сказка «Гуси-Лебеди»: «Вчера мы рассказывали сказку. Какую? А сегодня мы будем играть в эту сказку. Девочка потеряла щеночка – его унесли Гуси-Лебеди…»

III этап – придумывание новой сказки, как соединения событий и персонажей из разных сказок, или соединение сказочных событий с реальными.

Участники: Воспитатель и 2-3 ребенка, с каждой подгруппой повтор 3-4 раза.

«Сегодня постараемся так рассказать сказку, чтобы она была совсем другой. Придумаем сказку». Реальные события берет на себя взрослый (Красная Шапочка встретила полицейского…).

Цель: создание единой сказки, и, значит, персонажи не должны меняться, события должны совпадать по логике.

Не преувеличивать возможности детей. «Кого он мог встретить? Что он ему сказал?..» и т.д.

IV этап – совместное развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе телефонных диалогов.

Участники: Воспитатель и 2 ребенка, с каждой подгруппой повтор 1-2 раза.

Использовали роли из разных текстов: Айболит и Кощей Бессмертный и др.

Цель: насытить придуманный сюжет диалогами по телефону (Мама позвонила Красной Шапочке в лес, потом полицейскому, потом полицейский позвонил Красной Шапочке…).

Схема работы:

Взрослый (роль N 1)

Ребенок (роль N 2, роль N 4)

Ребенок (роль N 2, роль N 4)

V этап – придумывание новых историй на основе реальных событий.

Участники: В подгруппе от 2-х до 5ти детей, повтор 3-4 раза с каждой подгруппой.

Цель: оторвать ребенка от сказки.

Схема работы:

Взрослый (роль N 1)

Ребенок (роль N 2, роль N 5)

Ребенок (роль N 2, роль N 5)

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Возможность что-то изменить вызвала изменения в сюжетно-ролевых играх: дети избавились от цикличности в сюжете. Дети усвоили способ совместного последовательного придумывания сюжета игры. В группах старшего дошкольного возраста лучше отказаться от стационарных игровых зон, так как они сковывают игровую инициативу, предлагают готовые сюжеты.

Данную работу можно организовывать как проектную деятельность, можно применять самостоятельно в работе по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Для детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является самой актуальной. Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте в том, что традиционный подход ведет к возникновению цикличных, круговых сюжетов, и развитие игровой деятельности связано с овладением старшими дошкольниками новыми, адекватными их возрасту, игровыми умениями

В заключение хотелось бы представить памятку для воспитателей по теме «Игровая деятельность» и разработку перспективного планирования сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида (Приложение).

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×