Развитие творческих процессов в физкультурно- оздоровительных мероприятиях | Димаровская Лариса Ивановна. Работа №325228
В данной статье освящены вопросы развития творческих способностей детей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях, применяемых в дошкольном учреждении.Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Дошкольный возраст благоприятен тем, что в это время легко стимулировать проявление творческих способностей: легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров. Знакомство детей с различными двигательными творческими заданиями позволяет не только расширить кругозор, но и дают возможность экспериментировать и создавать самому, творить.Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.
Представление опыта работы
по теме:
«Развитие творческих способностей дошкольников в физкультурно - оздоровительных мероприятиях»
на районном методическом объединении инструкторов по ФК.
Инструктор ФК
МБДОУ ДСОВ № 6 г.Ейска
Димаровская Лариса Ивановна
«Развитие творческих способностей дошкольников в физкультурно- оздоровительных мероприятиях»
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.
Образовательная деятельность по физической культуре с детьми осуществляется в нетрадиционных формах: сюжетные, комплексные, интегрированные, тематические, игровые виды занятий. Это даёт результативность в применении новых форм работы. У детей выявляется творческий потенциал и развиваются их двигательные способности, всестороннее развитие личности дошкольника через развитие его творческих способностей, «открытие для себя». Идёт развитие познавательной активности, воображения; формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки; развиваются физические качества – гибкость, сила, выносливость, координационные способности; формируется пластичность, грациозность у девочек, мужественность у мальчиков; развивается чувство ритма, внимания, умение согласовывать движения с музыкой, укрепляется здоровье воспитанников, физическая и умственная работоспособность и активность.
В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.
Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.
Самомассаж, пальчиковая гимнастика также используются мною, как средство для развития творческих способностей у детей.
Образовательная деятельность осуществляется в творческой атмосфере, которая позволяет зажечь восторгом глаза наших воспитанников. В настоящее время эта методика используется для проведения интересных развлечений, совместных спортивных досугов, Дней здоровья, спортивных праздников. Все используемые методики, технологии, физкультурно - оздоровительные мероприятия, проводимые с детьми – являются двигателем творчества, активной деятельностью, самовыражением.
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Дошкольный возраст благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к развитию творческих способностей.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.
Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение увлекательным. Малыши способны решать простейшие двигательные задачи:
- как спасти котенка, который забрался на высокое дерево (гимнастическую стенку) и боится спуститься?
- во время «путешествия на машинах» дорогу перегородило «бревно» - гимнастическая скамейка. Что делать?
Глубокое усвоение материала возможно только при творческом подходе к выполнению упражнений. Детям предлагается метод творческих заданий:
- придумать новое упражнение (изобрази смелого петуха);
- придумать новое применение предметам спортивного инвентаря (гимнастической палкой можно «рисовать»);
Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подражание - это «модель-толчок» для творческих проявлений ребенка. Именно так дети воплощают образы в движении, используя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчеркивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ.
Ребёнок часто не владеет своими творческими фантазиями, их умственная деятельность не всегда может выразить или придумать, какой либо образ. Эмоциональная сфера также являлась трудностью в работе. У не эмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные, таких детей привлекала к участию в различных играх, сказках. В результате ребенок с большим интересом сочинял элементы упражнения, увлеченно импровизировал образы разных сказочных героев, зверей.
Работа над развитием творчества по физической культуре начинается с простых импровизаций, дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность импровизаций, постепенно подготавливать детей к развернутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они могут сами сочинять движения, проявляя при этом все большую активность.
В обыгрывании физкультурных досугов по сказкам совершенствую у детей выразительность игрового взаимодействия, а так же умения перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь доля детского творчества, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов - уменьшается.
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное состояние». Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверят», «Зайкины слезки», «Инсценировка русской народной сказки «Колобок».
Утреннюю гимнастику можно строить на фольклорном материале. Например: «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки - загадушки» и др.
Мною разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по физической культуре (сюжетные, сюжетно – игровые) , физических досугов, развивающих творческие способности детей. Сюжетные дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Средствами физической культуры решается задача передачи образа героя сказки. Это помогает детям выразить свои эмоции, переживания, способствует их эмоционально-нравственному воспитанию. Сообщаемая информация оформляется в виде сказки, это позволяет вжиться в образы героев, подражать их повадкам.
Разработанные мною занятия, развлечения, Дни здоровья направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей, совершенствуют двигательные навыки, в игровой форме способствуют упрочнению полученных знаний о здоровом образе жизни.
Использование сюжетов сказки зовет детей в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Дошкольники играют в сказку, переживают все приключения сказочных героев, помогают им найти выход из трудных ситуаций.
Связь физических упражнений с музыкально-ритмической деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений. Выразительность движений имеет собственный выразительный язык, который в силу своей образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Чтобы разучить и создать сюжет, надо самому быть эмоциональным, придумывать и изменять, импровизировать под музыку, выражать свое отношение,переживая при этом чувство восторга и удовольствие.
Разработаны конспекты сказок, написанных на «новый лад», где детям интересно пережить новые приключения любимых героев. Моя задача – поддержать фантазию детей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.
Опыт работы подтверждает, что фольклорные произведения несут в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал, большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Образы, созданные с помощью движений, вызывают у детей положительный настрой на двигательную деятельность. Дети начинают действовать из желания играть, а результатом оказывается двигательный навык.
Дошкольный возраст благоприятен тем, что в это время легко стимулировать проявление творческих способностей: легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров. Знакомство детей с различными двигательными творческими заданиями позволяет не только расширить кругозор, но и дают возможность экспериментировать и создавать самому, творить.
Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.