Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Халиуллина Динара Закарьевна. Работа №351017. Номер работы: №351017

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные аспекты и методы воспитательной работы, направленные на стимулирование творческой активности детей в дошкольном возрасте. Подчеркивается важность создания условий для развития воображения, оригинальности мышления, чувства прекрасного и самостоятельности у детей через различные виды деятельности, такие как рисование, музыка, театр и игровые занятия. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей старших групп для эффективной организации работы по развитию творческих способностей.

Ключевые слова: творческие способности, дошкольники, развитие воображения, художественная деятельность, музыка, игра, театральная деятельность, воспитатель, старшая группа.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Халиуллина Динара Закарьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников" Тополек", Оренбургская обл. село им. 9 Января

Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные аспекты и методы воспитательной работы, направленные на стимулирование творческой активности детей в дошкольном возрасте. Подчеркивается важность создания условий для развития воображения, оригинальности мышления, чувства прекрасного и самостоятельности у детей через различные виды деятельности, такие как рисование, музыка, театр и игровые занятия. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей старших групп для эффективной организации работы по развитию творческих способностей.

Ключевые слова: творческие способности, дошкольники, развитие воображения, художественная деятельность, музыка, игра, театральная деятельность, воспитатель, старшая группа.

Творческие способности — это важный компонент личностного развития ребенка, которые начинают активно развиваться в дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст является периодом, когда ребенок активно осваивает мир вокруг себя, развивает свои умственные и физические способности, и в том числе — начинает проявлять творчество. Творческая активность детей этого возраста отражается в их способности к воображению, самостоятельному поиску решений, созданию новых образов и оригинальных решений. Важно создать для детей такие условия, которые будут способствовать развитию этих способностей.

1. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными в своих действиях, активно проявляют интерес к различным видам деятельности. Это время, когда они начинают осознавать свои творческие возможности и использовать их в игре, рисовании, музыке и других видах деятельности. Основной задачей воспитателя на этом этапе является помощь ребенку в раскрытии его потенциала и поддержка творческой активности.

Творческие способности включают в себя несколько ключевых элементов:

Воображение — способность создавать образы, идеи, представления, которые не основаны на реальном опыте.

Оригинальность — умение придумывать новые, необычные решения, действия или объекты.

Эмоциональная восприимчивость — способность воспринимать и выражать свои чувства через творчество.

Самостоятельность — способность к самостоятельному поиску решений и реализации идей.

Важно, чтобы в этот период дети могли свободно экспериментировать с разными видами деятельности, чтобы развивать и укреплять эти элементы.

2. Методы и формы развития творческих способностей

Для того чтобы способствовать развитию творческих способностей, воспитателю нужно использовать разнообразные методы и подходы. Важно не только предоставить детям возможности для самовыражения, но и создать такую атмосферу, которая будет способствовать их развитию.

2.1. Развитие творческих способностей через художественную деятельность

Рисование, лепка, аппликация — важнейшие виды деятельности, через которые дети могут проявить свои творческие способности. Важно дать детям свободу в выборе материалов, тематики и форм. Вместо того чтобы навязывать определенный сюжет или технику, воспитатель должен предложить детям варианты и помочь развить их собственную идею.

Например, на занятиях по рисованию важно дать возможность детям выражать свои мысли и эмоции, рисуя не только на заданные темы, но и самостоятельно придумывая сюжеты. В процессе рисования дети развивают свое воображение, учат создавать композицию, передавать цвета и формы.

2.2. Музыкальное развитие

Музыка является одним из самых эффективных способов развития творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно осваивать музыкальные инструменты, участвовать в музыкальных играх и пениях. Важно развивать у детей не только музыкальный слух, но и творческое восприятие музыки, побуждая их к импровизациям, танцам и музыкальным играм.

Для развития творческих способностей детей в музыке можно использовать такие методы, как:

Импровизация — дети могут наигрывать на музыкальных инструментах, создавать свои мелодии, играть с ритмами и звуками.

Танцевальные элементы — через танец дети выражают свои эмоции, развивают пластичность и чувство ритма.

Использование звуковых эффектов — дети могут научиться создавать звуковые эффекты с помощью различных предметов и музыкальных инструментов.

2.3. Театральная деятельность

Театр — еще одна форма, которая способствует развитию творческих способностей детей. В процессе театрализованных игр дети учат роли, создают персонажей и разыгрывают небольшие сценки, что способствует развитию воображения, а также помогает детям выражать свои эмоции через действия и слова.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать небольшие театральные постановки, где дети будут разыгрывать известные сказки или выдумывать свои истории. Это способствует развитию речи, координации движений, а также умению работать в коллективе.

2.4. Игровая деятельность

Игры с элементами творчества также имеют важное значение для развития творческих способностей детей. В процессе игры дети могут придумывать свои правила, роли, сюжеты, создавая уникальные ситуации. Важно поощрять детскую инициативу и предоставлять им возможность быть «создателями» игры.

Особое внимание стоит уделить ролевым играм, в которых дети могут принимать на себя различные роли — от персонажей сказок до реальных профессий. Это способствует развитию социальной компетенции, умению проявлять инициативу и работать в команде.

3. Роль воспитателя в развитии творческих способностей

Воспитатель играет важную роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Его задача — создавать такие условия, при которых ребенок может свободно проявлять себя и развивать свои таланты. Для этого воспитатель должен:

Предоставлять детям свободу выбора, не ограничивая их в выражении своих идей.

Поддерживать инициативу детей, поощрять их попытки проявить творчество.

Организовывать разнообразные виды деятельности, в которых дети смогут проявить свои творческие способности.

Использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и склонности.

Стимулировать коллективное творчество, где дети могут обмениваться идеями и учиться работать в группе.

Очень важно, чтобы воспитатель был примером для детей: проявлял интерес к творчеству, поддерживал атмосферу творчества в группе и был готов сам участвовать в творческих процессах с детьми.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста — это не только важный этап в воспитании, но и необходимое условие для формирования личности, способной к самовыражению, нестандартному мышлению и оригинальности. Творческая активность способствует развитию воображения, чувств, улучшению социальной адаптации детей и их самореализации. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для развития этих способностей, поддерживал детские начинания и помогал ребенку раскрывать свой внутренний потенциал через различные виды деятельности.

Список литературы

Стацюк София Геннадьевна, Шахмалова Ирина Жаповна Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности // Современное педагогическое образование. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-izobrazitelnoy-deyatelnosti

Фомина Ольга Олеговна, Попова Ольга Николаевна Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре и педагогические условия их развития // Интерактивная наука. 2022. №1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igre-i-pedagogicheskie-usloviya-ih-razvitiya

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Богослова Галина Валерьевна Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №3 (24).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×