Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ | Левчук Оксана Вячеславовна. Работа №348992

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные цели и задачи творческого воспитания, приведены методы и приемы, способствующие развитию креативности, раскрытию потенциала детей с учетом их индивидуальных потребностей. Также представлены примеры творческих заданий, направленных на формирование интереса к деятельности и укрепление уверенности в собственных силах. Подчеркивается важность комплексного подхода в работе воспитателя, направленного на поддержку и раскрытие творческих способностей каждого ребенка.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольный возраст, творческие способности, развитие креативности, индивидуальный подход, методы творческой работы, адаптированные задания.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

 

Левчук Оксана Вячеславовна, воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с № 136, г. Калининград

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные цели и задачи творческого воспитания, приведены методы и приемы, способствующие развитию креативности, раскрытию потенциала детей с учетом их индивидуальных потребностей. Также представлены примеры творческих заданий, направленных на формирование интереса к деятельности и укрепление уверенности в собственных силах. Подчеркивается важность комплексного подхода в работе воспитателя, направленного на поддержку и раскрытие творческих способностей каждого ребенка.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольный возраст, творческие способности, развитие креативности, индивидуальный подход, методы творческой работы, адаптированные задания.

 

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это процесс, требующий особенного, чуткого подхода со стороны воспитателя. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в восприятии, движениях, общении и самовыражении. Однако у них, как и у всех детей, есть огромный потенциал к самовыражению через творчество. Задача воспитателя заключается в создании условий, где дети смогут раскрыть себя, испытать радость от творческого процесса и, главное, ощутить свою значимость и успешность.

Работа по развитию творческих способностей у дошкольников с ОВЗ преследует несколько важных целей. Прежде всего, это повышение уверенности ребенка в собственных силах, развитие эмоциональной устойчивости и формирование позитивного самоощущения. Занимаясь творчеством, дети учатся преодолевать страх ошибок, проявляют гибкость мышления и креативность. Это очень важно для детей с ОВЗ, так как способность выходить за рамки привычных решений помогает им адаптироваться и справляться с трудностями в повседневной жизни. Кроме того, творчество способствует развитию моторики, координации, сенсорных навыков, коммуникативных способностей и мышления.

Методы, которые используются для развития творческих способностей детей с ОВЗ, должны быть адаптированы под особенности каждого ребенка. Одним из наиболее универсальных и доступных методов является арт-терапия, включающая в себя рисунок, лепку, аппликацию. Такие занятия позволяют детям выражать эмоции и мысли через цвета и формы, даже если их словарный запас ограничен. Например, в процессе рисования пальчиками или кистью ребенок с ОВЗ может выплеснуть свои эмоции на бумагу, освобождая внутреннее напряжение. Подобные практики не требуют строгого соблюдения правил и дают детям свободу в самовыражении, что помогает развить уверенность и удовольствие от самого процесса творчества.

Для многих детей с ОВЗ также хорошо подходят элементы драматерапии и театрализованных игр. Например, они могут представлять себя героями сказок, разыгрывать мини-сценки с животными, погружаться в образы, что помогает преодолевать робость, страх общения, развивает воображение. Роль воспитателя в этом случае заключается в поддержании интереса ребенка и создании атмосферы принятия, где каждая попытка быть творческим поощряется и оценивается положительно. Так, педагог может вместе с детьми создать костюмы из простых материалов, разыграть небольшой сюжет, адаптированный под их возможности и интересы.

Важно помнить, что для успешного развития творческих способностей у детей с ОВЗ необходима гибкость воспитателя, который должен учитывать не только особенности ребенка, но и динамику его настроения, физического состояния. Если ребенок чувствует усталость или тревогу, занятия могут быть временно заменены на более спокойные или сенсорные формы творчества, такие как рисование на песке, водные рисунки или аппликации из мягких материалов. Эти виды деятельности снижают уровень стресса и при этом способствуют развитию фантазии, чувственного восприятия, что полезно для детей с сенсорными нарушениями и повышенной тревожностью.

Еще одним примером адаптированных занятий могут быть игры с пластилином или тестом для лепки. Во время таких занятий ребенок не только развивает моторику, но и учится создавать целые образы, рассказывать о своих идеях. Важно поощрять детей использовать разнообразные материалы, например, смешивать цветной песок, ткани, природные материалы — все, что доступно и безопасно. Подобные задания дают детям возможность проявить индивидуальность, развивают навыки планирования, организации действий и положительно влияют на самооценку, так как результат их труда всегда заметен и может быть оценен, как воспитателем, так и другими детьми.

Следует отметить, что воспитателю важно не только предоставить детям разнообразные материалы, но и быть готовым помочь в адаптации самих заданий. Например, дети с нарушениями зрения могут не справляться с деталями рисунка, но смогут создать образы через широкие мазки кистью или лепку. В случае детей с нарушениями слуха важно проговаривать задания чётко и сопровождать их показом, а также поддерживать постоянный зрительный контакт.

Одним из эффективных способов вовлечь детей с ОВЗ в творческую деятельность является участие в коллективных проектах. Например, дети могут вместе создавать коллаж из бумажных фигурок или осенних листьев, который станет украшением группы. Такой подход помогает каждому ребенку чувствовать себя частью общего дела, учит сотрудничеству, укрепляет дружеские связи и воспитывает толерантность.

Результаты занятий не всегда могут выглядеть традиционно или аккуратно, но для детей с ОВЗ важно не столько совершенство конечного продукта, сколько сам процесс, который поддерживает их развитие и раскрывает внутренний мир. Главное для воспитателя — создать атмосферу, в которой каждый ребенок может самовыражаться свободно и с удовольствием, получать поддержку, видеть в процессе творчества не только игру, но и средство общения с миром.

Таким образом, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ требует сочетания индивидуального подхода, гибкости, поддержки и терпения со стороны воспитателя. Через разнообразные виды деятельности дети обретают уверенность, учатся выражать свои мысли и чувства, что является важной основой для их успешной адаптации и развития. В конечном итоге творческая деятельность становится для детей не просто возможностью что-то создать, но и средством познания себя и окружающего мира.

 

 

Список литературы

Ермакова, Л. А. Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Ермакова. —

Текст :

непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-

Петербург :

Свое издательство, 2017. — С. 86-88. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13437/

Щербатова, Н. Г. Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Г. Щербатова. —

Текст :

непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Самара, март 2016 г.). —

Самара :

ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 221-224. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9856/

Скачать работу
Что нового в аттестации 2025? Знаем все изменения и подготовим документы за вас!
Пожалуйста, подождите.
x
×