«Развитие творческих способностей детей через пластинографию» | Пикина Елена Валерьевна. Работа №250729
Автор: Пикина Елена Валерьевна
Пласитлинография для старших дошкольников
«Развитие творческих способностей детей через пластинографию»
Дошкольное детство — прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. А с каким интересом дети рисуют с помощью пластилина. Нетрадиционная техника рисования — пластилинография очень нравится дошкольникам. Технология доступна и понятна ребенку. С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом.
Наблюдая за детьми, я отметила, что рисуя пластилином, дети отвлекаются от грустных событий, обид, становятся более расслабленными, радуются результатам своего труда. А если вдруг что-то не получается, стараются преодолевать трудности, начинают сначала. У ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Но навыки и умения детей в изобразительной деятельности конечно же складываются в результате систематических занятий.
Почему и я выбрала именно старший дошкольный возраст? Дело в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют уже значительные знания об окружающем мире, обладают необходимыми знаниями и навыками в работе с пластилином. Поэтому они более свободны в творчестве. Нужно просто предоставить ребенку необходимый материал. Умение изображать с помощью пластилина приходит с умением видеть, анализировать образ, выделять главное.
Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Будь это мир природы или предметный мир.
И мы начинаем играть. Мы представляем себя моряками, которые имеют свой собственный корабль, прислушиваемся к звукам моря, смешиваем цвета пластилина, изображая морской рассвет или закат. Структура занятий может быть гибкой и изменятся от целей и задач, но включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части используются разные приемы: художественное слово, обыгрывание персонажей, создание проблемной ситуации. В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют работу
Во время выполнения работы используется музыкальные и поэтические образы, которые способствуют художественно- творческой активности.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог работы, оценивается результат. Все работы индивидуальны и каждая имеет свою изюминку. Дети вносят в свои работы что — то новое, дополняют их, декорируют новыми элементами. В доступе у них имеется природный и бросовый материал.
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
- при работе с пластилином следует использовать не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности;
- чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом;
- если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль;
- на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Мной подготовлена подборка «Физкультурные минутки, паузы, гимнастика для пальчиков», которой
Занимаясь с детьми пластилинографией в течении года, я отметила, что коллективная художественная деятельность формирует мотивацию к творчеству, дети общими усилиями решают творческую задачу. Это помогает скорректировать межличностные отношения. Совместное творчество сближает детей, они учатся помогать друг другу, у них развивается культура общения и отношения между ними становятся более теплыми.
Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее со взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
Список используемой литературы
1. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2016. – 110 с.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2013. - 80 с.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.
4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2017. – 144 с.
6. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В.Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.