«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность" | Поносова Анна Сергеевна. Баженова Светлана Владимировна . Работа №336281
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно, но, несмотря на это, не теряет своей актуальности.
Что же такого ценного таит эта удивительная и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? Она интересна всем - и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», и ребенок может быть равноправным партнером в общении и совместной деятельности с взрослым. Это очень важно. При этих условиях у детей развивается ощущение успешности, уверенности в собственных силах, появляется возможность проявить свои творческие интересы и возможности.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
Задачи развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
1. Развивать творческое воображение, фантазию, умения импровизировать.
2. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми.
3. Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Различные виды театрализованных игр и упражнений:
с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения.
Театральные игры можно включать не только на занятиях театрализованной деятельности, но и во все формы организации педагогического процесса, что дает возможность детям с удовольствием импровизировать, фантазировать, проявлять творчество в разных видах деятельности; у детей появляется желание участвовать в игре, инсценировках, спектаклях; они более эмоциональны, выразительны в движениях; свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Дети разыгрывают несложные представления по знакомым сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учатся говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо стремиться обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия, и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Литература:
1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005
2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005
Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка"Мастер - класс Применение нетрадиционных методов для формирования «ручной умелости у дошкольников».
Также вас может заинтересовать
Дети, в школу собирайтесь! Занятие-сюрприз в подготовительной группе детского сада
Развлечение по безопасности жизнедеятельности «Зайка в городе»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьмив подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающей технологии «Подвижные игры» «Путешествие в русскую деревню»
Постройка для инопланетянина
Конспект совместной деятельности в старшей группе в центре «Пожарная безопасность»
Рассказать эту новость друзьям
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документБЕСПЛАТНО!
Подробнее
У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.Это займет не более 5 минут.
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации
«Педагогические технологии в работе воспитателя ДОУ»
Продолжительность: 72 часа
«Организация работы по развитию креативного мышления обучающихся в соответствии с ФГОС»
Продолжительность: 72 часа
«Обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Продолжительность: 108 часов
«Учитель биологии: современные методы и технологии преподавания предмета по ФГОС ООО и ФГОС СОО»
Продолжительность: 144 часа
«Классное руководство: методы и технологии работы педагога с обучающимися и родителями»
Продолжительность: 144 часа
«Педагог-воспитатель ГПД: организация учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе по ФГОС»
Продолжительность: 108 часов
Курсы переподготовки
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации
Продолжительность: 260 часов
Воспитательная деятельность в образовательной организации
Продолжительность: 260 часов
Тьюторское сопровождение в образовательной организации
Продолжительность: 260 часов
Педагог-библиотекарь: библиотечное дело в образовательной организации
Продолжительность: 540 часов
Содержание и методы работы музыкального руководителя в дошкольной образовательной организации
Продолжительность: 340 часов
Педагогическое образование: тьюторское сопровождение обучающихся
Продолжительность: 540 часов
Технология развития творческих способностей через театрализацию
Цель: Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной
деятельности:
1.Подбор театрализованных игр и этюдов, инсценировок, песен, кукольных спектаклей.
2.Оборудование театральной зоны в музыкальном зале.
3.Подготовка атрибутов, театрального реквизита, кукол, декораций к спектаклям.
4.Разучивание упражнений на артикуляцию, дикцию, дыхание и выразительность речи детей.
5. Разучивание музыкального материала с детьми для использования в театрализованной деятельности.
6. Показ кукольных сценок и спектаклей на праздниках и досугах.
7. Подобран материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
8. Привлечение родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов.
технологии.
Результат использования
образовательной технологии:
В результате работы по театрализованной деятельности можно отметить:
-развитие творческих способностей детей;
-обогащение словарного запаса;
-развитие эстетического вкуса;
-развитие эмоциональных чувств: переживаний, сочувствия, умение радоваться успехам, готовность прийти на помощь;
-развитие внимания, фантазии;
дети приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития интеллектуальной сферы.
Дети становятся активны, свободны, эмоционально раскованы, творчески исполняют роли в спектаклях, свободно ориентируются в непривычных ситуациях.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувстви мыслей, разбудить фантазию детей попытаться максимально реализовать их способности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно- творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Содержание программы:
1) «Театральная игра».
Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
2) «Ритмопластика».
Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.
Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.
3) «Культура и техника речи».
Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.
4) «Основы театральной культуры».
Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.
Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
5) «Работа над спектаклем».
Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.
Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Месяц
№
Тема
Содержание
Сентябрь
1.
Беседа «Что такое театр»
Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
2.
Беседа-диалог «Театральные профессии»
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.
3.
Игра – импровизация. Мини – сценка «Старик – Лесовичок»
Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи
4.
Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр)
Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия;
развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
Октябрь
1.
Показ настольного театра «Репка»
Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи;
2.
Весёлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов»
Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение
3.
Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям».
Закрепить знания дошкольников о сказках.
4.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием театра-масок
Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.
Ноябрь
1.
Расскажи стихи руками.
Побуждать детей к импровизации.
2.
Игры на развитие выразительной мимики (45)
Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
3.
Загадки о сказках и сказочных героях
Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.
4.
Рассказывание сказки «Теремок»
с показом на фланелеграфе
устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.
Декабрь
1.
«Веселый счёт». Игра «давайте хохотать». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
(21-22)
Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх;
2.
Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…», И.Жукова «Киска» (18-19)
Развивать пантомимические способности, любовь к животным.
3.
Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»
Развивать фантазию, образное мышление, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок
4.
Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр)
Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Январь
1.
Культура и техника речи. Работа над скороговорками.
Тренировать четкое произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки
2.
Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга».
Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок
3.
Чтение сказки «Красная шапочка»
Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
4.
Теневой театр «Красная шапочка»
Продолжить развивать интерес к театральному искусству
Февраль
1.
Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа)
Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены
2.
Театральная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем», «День рождение
Учить действовать согласованно; уметь ориентироваться в пространстве; развивать фантазию
3.
Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».
Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
4.
Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка»)
Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде.
Март
1.
Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек.
Игра на имитацию движений
Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами
2.
Театральная игра. Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие»
Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение
3.
Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация
Развивать чувство ритма
4.
«День театра». Развлечение «В мире сказок»
Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок
1.
«Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра.
Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.
2.
«Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации. Упражнение «Ветерок». Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини- сценки: “Лиса” И.Петрова.
Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
Апрель
3.
Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией
Совершенствовать умение пользоваться различными интонациями
4.
Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо)
Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.
1.
Наши развлечения»
Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.
2.
«Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”.
Знакомство с театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
3.
«Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Наташи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»
Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.
Май
4.
Итоговое развлечение. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон».
Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение.
Консультация для родителей:
«Театр и родители»
«Театрализованная деятельность в детском саду»
«Домашний театр»
Конспекты:
«Волшебная страна музыкальных красок»
«Волшебные превращения»
«Новоселье в теремке»
«В гости к Лесовичку»
Театрализованное представление «Гуси лебеди»
Мюзикл «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали!
«Путешествие в волшебный мир театра»