Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей детей в ДОУ с использованием хороводных игр | Рукина Светлана Юрьевна. Работа №285666

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рукина Светлана Юрьевна
Хороводные игры -  популярное развлечение  детей  и взрослых. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми  участниками. Участники  поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Главное назначение хороводных игр – доставить  удовольствие и радость. Хороводные игры доступны каждому ребенку. Они завлекают детей уже с года. Народная игра – самый «лѐгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».                                     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « «Детский сад №250»


Педагогический проект по развитию художественно – творческих способностей детей в ДОУ с использованием хороводных игр на тему :

« Ярмарка хороводных игр»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила:

Рукина С.Ю.

музыкальный руководитель

Новокузнецкий округ

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………….. 3

Значение ……………………………………………………………. 3

Цели………………………………………………………………….. 5

Программные задачи……………………………………………….5

Вторая младшая группа…………………………………………….5

Средняя группа………………………………………………………10

Старшая и подготовительная группа…………………………….16

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Играя, ребенок переживает громадную радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Игра – активный способ присвоения ребѐнком социального опыта. В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремѐсел и традиций. На помощь приходят хороводные игры, как важнейшая часть детского фольклора.

Хороводные игры - популярное развлечение детей и взрослых. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми участниками. Участники поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Главное назначение хороводных игр – доставить удовольствие и радость. Хороводные игры доступны каждому ребенку. Они завлекают детей уже с года. Народная игра – самый «лѐгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР

1. Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества.

2.Хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом, дети учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника. Игры помогают поддерживать атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру - забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща.. . Хоровод даѐт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива.

3.Хоровод развивает чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений, фантазию и воображение. Выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Развивается звуковое восприятие и координация движений.

4.Благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных играх совершенствуются двигательные навыки :прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

5. Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании.

6.Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребѐнка, будит фантазию. Жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности. В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых традиций.

7.Велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребѐнка. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Игра носит коллективный характер, приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Игры воспитывают характер, ум, волю, дисциплину, настойчивость в преодолении трудностей, честность, правдивость, учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

8. Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют

персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение. Таким образом, организуя хороводные, игры педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Хороводные игры используются в разных видах образовательной деятельности (совместной, самостоятельной), в разные режимные моменты: как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной детской деятельности.

ЦЕЛИ

Проведение и организация хороводных игр Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учѐтом особенностей ребят.

Программные задачи

Вторая младшая группа.

бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

собираться в круг в играх, хороводах;

двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге.

Методические приёмы:

1. Осваивание пространства зала: по углам располагаются игрушки (по квадрату); дети ходят друг за другом в гости к каждой игрушке. Правило – заходим в гости к каждой игрушке. Учить «не срезать углы».

2. Организация круга вокруг ориентира. Ходим «вокруг солнышка», «вокруг полянки», «вокруг коврика», «вокруг корзинки».

Использование верёвки – дети ходят по кругу, держать за связанную верёвку (игра в карусель).

3. Группа игр, направленная на умение собираться в круг. Самый распространённый вариант: «Чей кружок быстрее соберётся?» (мальчики и девочки).

4. Сюжетные игры с одним «героем» в центре (тот же петушок, зайка, котик и т. д.).

Рекомендуемые игры:

1. Мы по лесу идём.

Мы по лесу пойдём,

Мы зверей здесь найдём.

Зайца громко позовём –

Вот кого сейчас найдём!

(Дети кричат: «Ау! Ау! Ау!»)

/Два варианта: без и с размыканием рук/).

/Волка громко позовём. Мы медведя позовём. Мы лису позовём. /

2. Зайка шёл.

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

И морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

И капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

И картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

3. По ровненькой дорожке

Вместе с детьми поводите хоровод со словами:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

В яму – бух!

На последней строчке присядьте.

4. Матрешки

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся

Встали, встаем

Себя показали.

Попрыгали, прыгаем

Потопали топаем

В ладошки мы похлопали. хлопаем.

5. Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идём по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаемся и повторяем движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

6. Зайка

«У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так».

Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

7. Тишина

Играющие идут по кругу и говорят:

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши!

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.

8. Солнышко и дождик

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

 

 

 

 

 

Средняя группа.

перестраиваться из свободного расположения в круг и обратно (надо объяснить, как это делать);

актуальными остаются задачи предыдущего периода – продолжают совершенствоваться данные навыки;

первоначальные навыки умения сужать и расширять круг.

Методические приёмы:

необходимость объяснения;

переход от перестроения круга «возле» к свободному перестроению/бег за воспитателем свободной группой/.

Рекомендуемые игры:

1. Раздувайся, пузырь!

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

И не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

Повторить несколько раз.

2. Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

И. Токмакова

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага, на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага, на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

3. Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

4. Каравай

Сделать круг. На середину круга выходит Петя.

После этого все идут справа налево и поют песенку:

- Как Пете на рожденье

Испекли мы каравай!

- Вот такой вышины!

Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

- Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.

5. Кошки – мышки

Становитесь в хоровод!

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

Е. Серова

Дети сидят (стоят) по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другим котом и мышкой.

6. Аленький цветочек.

Аленький цветочек,

словно огонечек дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

7. Затейники

Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое - нибудь движение, и все должны его повторить.

Игра повторяется с другим водящим.

9. Карусели.

Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза,

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

9. Тишина.

Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают:

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши!

После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры.

10. Подарки.

Один ребенок – «именинник» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «именниник».

На самом деле выбор «подарков» этим может не ограничиваться. Можно называть любые подарки.

11. Колпачок.

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Старшая, подготовительная группа.

строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами, сужать и расширять круг.

Дети должны привыкать стоять в кругу на равных расстояниях; сначала это расстояние дети выравнивают, взявшись за руки, затем на глаз.

В старшей группе следует объяснить детям разницу между кругом и овалом («как яичко»).

Старшая и подготовительная группа – можно строить круг из шеренги.

Совершенствование ранее приобретённых навыков.

Основные фигуры хороводов, доступные детям старшего дошкольного возраста.

1. «Круг»

2. «Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки так и против ее движения. повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в продвижении по кругу.

3. «Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

4. «Улитка»

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник пригнувшись, проходит под руками одной пары первого круга внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга. Так часто «развивают» «кошечек» в северных областях России.

3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

5. «Змейка»

В Архангельской области эту фигуру называют «кривули», в Московской – «уж». Фигура «змейка» может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты влево и вправо, подражая изгибам змеи. Все исполнители, на разрывая рук, следуют за ведущим. «змейка» исполняется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» исполняется в основном на площади вокруг стогов или деревьев и т. д. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.

6. «Колонна»

В Архангельской области фигура называется «шествие». Это построение рядами. Каждый рад может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна»де каждый ряд состоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называется «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом.

7. «Улица»

Два ряда и две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Это две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В одной линии могут стоять парни, а в другой девушки, линии могут быть смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держатся за руки и движутся простым шагом.

8. «Ворота»

Эта фигура носит также название «воротики», «воротца». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой – «улицей»ары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие, напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходят по одному под каждые «воротики». Иногда исполнители, взявшись за руки, стоят в круге. Ведущий, разорвав круг, через центр ведет его за собой хороводную цепь. Подойдя к любой паре, он дает знак «поднять ворота». Одна пара поднимает руки, и исполнители проходят в образовавшиеся «воротца». Построение из «воротиков» бывает и такое: пары взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по направлению движения часовой стрелки, другая половина пар – против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «ворота», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая половина исполнителей делает «ворота», а остальные пары проходят под ними.

9. Игровые хороводы.

Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.

Рекомендуемые игры.

1. Игра «Шапка аиста»:

• До начала игры нужно выбирать аиста и ребенка с шапкой аиста.

• Затем дети становятся в круг, держась за руки. Аист становится в центре круга. Его руки должны быть сложены за спиной. Ребенок с шапкой остается за кругом.

• Дальше дети начинают ходить по кругу. Аист также ходит внутри круга, но в противоположную сторону. Важно, чтобы он высоко поднимал ноги, искал шапочку и пел: «Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.

• Ребенок, находящийся за кругом и держащий в руках шапку, ходит и поет: «Я на речку пришел, здесь я шапочку нашел, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.

• Когда песня заканчивается, все останавливаются. Ребенок с шапкой говорит: «Попробуй, догони, свою шапку отними!». Как только он скажет эти слова, дети поднимают соединенные руки, образуя проход, через который пробегают ребенок и аист. Когда аист догоняет ребенка, то надевает шапку и танцует с пойманным участником внутри круга.

• После этого аист остается в кругу и выбирается другой ребенок с шапкой. Если же аист не сумел поймать ребенка, то водящий становится аистом. Затем игра повторяется.

2. По дорожке Валя шла.

Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя, кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

Валя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

(Хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

3. Родничок.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой.

У-ух!

По мхам. По болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

4. Подарки.

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

Принесли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

/Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:

Вот как кружится волчок

Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

5. Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×