Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей дошкольников по средствам волшебной сказки | Диденко Светлана Васильевна. Работа №312732

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка  

Развитие основ интеллекта и творческих способностей дошкольников по средствам игры и волшебной сказки

В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, которые стали источником для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на данном этапе - проверка эффективности дидактических игр с использованием волшебных сказок для развития умственных и творческих способностей дошкольников. Мы подбирали лучшие методы и средства для улучшения интеллектуальных и творческих способностей детей, сознательно переводили экспериментальную учебную ситуацию в соответствии с заранее выдвинутой научной гипотезой для проверки ее эффективности.

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме выпускной квалификационной работы;

Развитие основ интеллекта и творческих способностей дошкольников по средствам игры и волшебной сказки

 

Программа формирующего эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, которые стали источником для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на данном этапе - проверка эффективности дидактических игр с использованием волшебных сказок для развития умственных и творческих способностей дошкольников. Мы подбирали лучшие методы и средства для улучшения интеллектуальных и творческих способностей детей, сознательно переводили экспериментальную учебную ситуацию в соответствии с заранее выдвинутой научной гипотезой для проверки ее эффективности.

В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах изучали одну и ту же программу, но к субъектам контрольной группы применяли психолого-педагогические методы и приемы для повышения интеллектуальных и творческих способностей посредством дидактических игр и волшебных сказок.

Для формирующего эксперимента разработана программа, ориентированная на использование дидактических игр и волшебных сказок для развития умственных и творческих способностей дошкольников. Дидактические игры для развития мышления, памяти, воображения, восприятия использовались каждый день, на каждом занятии по формированию элементарных математических знаний, для развития речи, знакомства с окружающим миром.

Игры на развитие системности мышления, интеллектуальных способностей.

Во время занятий с детьми проводили игры «Угадай форму», «Загадка для детей», «Чудесные превращения», «Чудесный лес», «Четвертый лишний».

Игра «Угадай форму» проводилась в течение всего времени 2 раза. В игре участвовали все дети контрольной группы. Цель этой игры состоит в том, чтобы научить детей некоторым способам сослаться на: 3 свойства различных геометрических фигур (форма, размер, цвет) обозначаются разными объектами, чтобы научить детей идентифицировать каждую фигуру, называть ее знаками, используя обычный образ, чтобы научить детей описывать (называть) геометрические фигуры, используя принятые символы. Детям воспитатель показывает набор нарисованных геометрических фигур. Ребята говорят, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги. Кроме того, есть маленькие фигуры и большие, и цвет их разный - красный, синий, зеленый. Затем воспитатель помещает 3 большие фигуры разных форм и показывает 3 снимка: зонтик, дом, мяч. Детям задается вопрос, какие из доступных частей похожи на конкретную картину. Аналогичным образом, выкладывая большие и малые формы, такие как треугольники, и показывая фотографии мамы и ребенка, говорит, что любую крупную фигуру можно сравнить с картинкой, с изображением взрослого, а любого маленького - с изображением ребенка. Затем выясните, что, если фигура зеленая, тогда ее можно заменить зеленой листвой, если красная с красным флагом, если сине-голубая – со сливой. Воспитатель берет любую фигуру и показывает, как ее можно описать в трех разных картинах (если под ней большой красный треугольник, то расположены следующие рисунки: мама, флаг, зонтик). Игра начинается, каждый ребенок получает любую фигуру, на которую ссылается, выигрывает тот, кто быстро и правильно выполняет задание. В первый раз воспитатель проверяет результаты каждого ребенка, чтобы убедиться, что правила игры приняты и реализованы. В случае ошибки воспитатель снова объясняет задание или просит сделать ребенка, который его правильно выполнил. Далее, детям предлагается подумать о том, на каких других картинках можно идентифицировать каждую фигуру. Эта игра содержит задание для маркировки предметов, которые способствуют развитию воображения и фантазии, логическому мышлению, было проведено за 2 занятия. Дети научились определять объекты с помощью карточных схем.

Также на двух других занятиях использовали игру «Собрать фигуру», целью которой было научить детей анализировать основную схему предмета. Дети сидят за столами, и им говорят, что теперь они собирают разные фигурки. Воспитатель показывает первую фотографию - самолет. Картинка установлена ​​так, чтобы дети могли видеть ее все время, когда они работают. Затем дети получают наборы фигур, из которых можно сложить рисунок. Дети из их частей складывают картину, и воспитатель наблюдает, является ли эта картина образцом. Учитель отмечает тех, кто сделал работу лучше и быстрее других. Затем детям предлагается следующая картина. Выполняя условия этой игры, дети научились анализировать структуру объектов.

Также на 4-х занятиях для детей проводятся игры с задачами на создания новых изображений. Дидактическая цель игры - «Чудесные превращения» - научить детей создавать в воображении различные образы и ситуации с использованием визуальных моделей. Дети сидели за столиками. Воспитатель сказал, что теперь они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он покажет детям разные картинки, и им нужно подумать и пофантазировать, а потом нарисовать картину на листе бумаги. Кто хочет, может рисовать не один, а два или более рисунков. Когда рисунки были готовы, дети рассматривали их и анализировали. Оценивая работу, воспитатель отмечает соответствие рисунков указанному заместителю (либо по цвету или размеру), наличию одного сюжета и оригинальности содержания и композиции. Игра повторялась с разными картинками. В процессе выполнения заданий в играх дети развивают воображение и творческие способности.

Развивая воображение и наглядно-образное мышление, мы играли в игру «Чудесный лес». Детей приглашали рисовать красивые леса. Каждый ребенок должен был нарисовать свой лес, а потом должен был рассказать сказочную историю о нем. Дети получили листы бумаги, и учитель попросил их закончить изображение, чтобы получить картину леса. Неоконченные фигуры могут превратиться во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птицы, животные и т. д. Можно даже придумать необычных, сказочных персонажей. Когда рисунки были закончены, воспитатель собрал их вместе и выставил перед детьми. Все вместе осмотрели их и отметили оригинальные. После этого по желанию дети рассказывали истории о своих картинах. аналогично проводится работа с играми: «Чудное море», «Прекрасный луг», «Замечательный парк». При выполнении заданий этих игр дети развивают речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

В игре «Угадай, что спрятано» дети учатся мыслить логически. Игра велась в течение 3 занятий. воспитатель показывал детям набор фотографий. Незаметно прячет 2 изображения, чтобы он мог их видеть, а ребенок - нет. Ребенок должен был угадать, какая картина спрятана. Во время игры дети развивают способность рассуждать логически, внимание.

В игре «Домино», которая проводилась в течение трех занятий, развивалась способность детей классифицировать предметы. Учитель выложил перед детьми карты домино. Все вместе выясняем, что изображено на картах. Дети назвали все фотографии и с помощью ведущего нашли «хитрые картинки» - схемы, которые подходят для каждой группы изображений (животных, людей, цветов, деревьев и т. д.). Воспитатель объяснил правила игры, подчеркнув, что прикладывают друг к другу одинаковые основные символы и соответствующее количество изображений из серии «хитрые картинки». Дети берут 5 карточек и начинается игра. Если у кого-то из детей нет подходящей картины, вам нужно взять карту остальных. Побеждает тот, кто первым выложит все картины. В процессе игры дети развивают логическое мышление.

Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Игра «Собери фигурки». Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Игра «Нелепицы». Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или в конце занятия.

Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей и творческие способности.

Так же детям давались творческие задания на основе сказок, развивающие мышление и воображение:

К сказке «Курочка Ряба»:

«Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...» 

К сказке «Три медведя»: 

«Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Для развития речи, воображения, фантазии часто использовался метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. 

Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия:
«Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. 

Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, использовали «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным.

Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. 

«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, рассказал о своей жизни карандаш). 

А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. 

Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями. 

Следующий метод, который использовали для развития творческого воображения «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку». «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»? 

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон. 

После знакомства со сказкой предлагаем детям что ни будь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. 

Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству. 
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» 

Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации используются с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения: рубить дрова; волочить «тяжелый» ящик; нести очень «тяжёлый» чемодан; дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое; передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»; передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету); «съели кислый лимон» (морщатся); «рассердились на драчуна» (сдвинули брови); «встретили друга» (улыбнулись); «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот); «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом). 
Эти упражнения позволяют детям научиться легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. «Расцвели, как цветы», «завяли, как травка», «полетели, как птицы, как раненая птичка», «идёт медведь по лесу», «крадётся волк за зайцами», «жук упал и встать не может». Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. 

Данный эксперимент продолжался на протяжении 4 месяцев, после проведения констатирующего эксперимента.

Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходимы длительные созидательные усилия.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×