Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС | Задороженко Светлана Ивановна. Работа №364384
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Раскрывается значимость формирования креативного мышления у детей, рассматриваются методы и приёмы педагогической деятельности, направленные на развитие творческих способностей. Предлагаются практические рекомендации по использованию проектной деятельности, нестандартных заданий и игровых методик.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, ФГОС, креативное мышление, игровая деятельность, проектная деятельность.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Задороженко Светлана Ивановна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР "Краснодонская СШ №1 им. А.М. Горького"
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Раскрывается значимость формирования креативного мышления у детей, рассматриваются методы и приёмы педагогической деятельности, направленные на развитие творческих способностей. Предлагаются практические рекомендации по использованию проектной деятельности, нестандартных заданий и игровых методик.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, ФГОС, креативное мышление, игровая деятельность, проектная деятельность.
Развитие творческих способностей младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. В условиях реализации ФГОС начального общего образования творческое развитие ребенка приобретает особое значение, так как способствует формированию самостоятельности, критического мышления, способности к самовыражению. ФГОС нацелен на личностное, метапредметное и предметное развитие учащихся, что предполагает активное использование педагогами различных методов и технологий для раскрытия творческого потенциала детей.
Одним из ключевых направлений в развитии творческих способностей является игровая деятельность. Игры позволяют детям проявлять фантазию, экспериментировать, находить нестандартные решения. Важно использовать творческие игры, в которых учащиеся могут придумывать сюжеты, разыгрывать сценки, участвовать в импровизированных диалогах. Например, педагог может предложить детям сочинить и инсценировать сказку, создать иллюстрации к придуманному рассказу или представить, как бы выглядел окружающий мир в другом времени или измерении.
Проектная деятельность также является эффективным средством развития творческих способностей. Работа над проектами позволяет детям объединять знания из разных областей, формулировать гипотезы, экспериментировать и находить новые решения. Учитель может предложить учащимся создать мини-проекты, связанные с изучаемыми темами: изготовление макетов, презентаций, стенгазет, участие в ролевых играх. Например, при изучении природы дети могут разработать макет экосистемы, придумать экологическую сказку или создать видеоролик о защите окружающей среды.
Нестандартные задания и проблемные вопросы помогают развивать творческое мышление. Например, на уроках литературы можно предложить ученикам придумать альтернативное окончание сказки, сочинить продолжение рассказа, создать коллаж или рисунок по мотивам произведения. На уроках математики можно использовать задания, требующие нестандартного подхода к решению, например, задачи-головоломки или задачи с несколькими вариантами ответов.
Важную роль в развитии творческих способностей играет создание атмосферы свободы и поддержки. Учителю необходимо поощрять инициативу, давать детям возможность высказывать свои идеи, экспериментировать, высказывать свою точку зрения. Важно формировать у учеников уверенность в своих силах, мотивировать их к самостоятельному поиску новых знаний.
Использование современных технологий также способствует развитию творческого потенциала. Дети могут работать с интерактивными досками, создавать мультимедийные презентации, осваивать графические редакторы, снимать небольшие видеоролики, участвовать в виртуальных экскурсиях. Такие технологии помогают разнообразить учебный процесс и делают его более увлекательным и интересным.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников требует комплексного подхода. Важно использовать игровые методики, проектную деятельность, нестандартные задания, создавать условия для самовыражения и проявления инициативы. Учитель должен не только передавать знания, но и вдохновлять детей на творчество, помогать раскрывать их индивидуальность и формировать у них способность к самостоятельному и критическому мышлению.
Список литературы:
Валишевская
, Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Инновационные педагогические
технологии :
материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. — Казань: Бук, 2016.
Калинина, О. А. Развитие творческих способностей младших школьников посредством музыки в системе реализации ФГОС. Образование: прошлое, настоящее и
будущее :
материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. —
Краснодар :
Новация, 2020.
Колодчевская
, Т. В. Развитие одаренности школьников через использование технологии «театральная педагогика. Томск.: 2012.